Конспект по развитию речи на тему: «Лексические упражнения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие проводилось в подготовительной группе. Задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» городского округа Анадырь

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Лексические упражнения» для детей подготовительной группы.

Золотарева Е. Г., воспитатель

Г. Анадырь

2023

Цель: обогащать и активизировать речь детей.

Обучающие задачи:

- продолжать учить образовывать слова, обозначающие много предметов, находить лишние слова, отвечать на вопросы;

- закрепить в речи детей названия зимних месяцев;

- продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие задачи:

- развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать желание активно работать на занятии;

- воспитывать желание учиться, быть грамотным.

Словарная работа: салазки, булыжник, листопад.

Материалы и оборудование: компьютер, аудиозапись стихотворения С.Я. Маршака «Декабрь», мяч, картина с изображением времени года «Зима», картинка – салазки, булыжник, слоги.

Ход:

  1. Орг. момент (2 мин)

-Ребята настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Мышат?-Нет!

Цыплят?-Нет!

Утят?-Нет!

Бельчат?-Нет!

Ребят?-Да!

Знаю я, когда мы вместе

Настроение чудесней!

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться!

(дети садятся на места)

- Ребята, а зачем нам заниматься? (Ответы детей)

- Сегодня мы будем заниматься развитием речи. Поиграем в игры, узнаем новые слова. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить.

  1. Основная часть (25 мин)

1. Работа по вопросам (3 мин)

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?

- Почему вы так думаете?

- А какой месяц?

- А какой он по счету зимний месяц?

- Назовите зимние месяца?

2. Работа со стихотворением (5 мин)

- Внимательно послушайте стихотворение С.Я. Маршака, а затем ответьте на мои вопросы (звучит аудиозапись).

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

- Что означает выражение «деревья в серебре»?

- «Речку за ночь вымостил мороз»?

- Подумайте, почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)

- Что такое салазки? (маленькие деревянные санки).

Физкультминутка (1 мин)

Мы зимой в снежки играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы,

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

3. Работа в группах за столами (8 мин)

Игра: «Доскажи словечко» + упражнение «Составь слово» (4 мин)

Задание: досказать слово и составить его из слогов.

С неба всё скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).

На снегу – то посмотри? - С красной грудкой…(снегири).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).

4. Игра «Назови лишнее слово» (4 мин)

- Лыжи – лыжник – булыжник – снеговик; (спросить у детей значение слова «булыжник»)

- Мороз – сосулька – панамка – снеговик;

- Лыжи – вьюга – снежинка – грибы;

- Листопад – санки – пурга – Дед Мороз; (спросить у детей значение слова «листопад»)

- Новогодняя ёлка – коньки – лед – ландыши.

5. Игра «Один - много» (с мячом в кругу) (4 мин)

Воспитатель встает в центр круга, называет слово, обозначающее один предмет, и бросает мяч детям. Ребенок ловит мяч и передает воспитателю, называя слово, обозначающее много.

День – дней;

Машина – машин;

Шуба – шуб;

Шапка – шапок;

Льдинка – льдинок;

Игра– игр.

6. Игра «Подбери слова» (с мячом) (4 мин)

Снег (что делает?) – идет, летит, падает, кружится;

Праздник (какой?) – весёлый, грустный, Новогодний;

Дует (что?) – ветер;

Подарки принёс (кто?) – Дед Мороз, Снегурочка;

Варежки (чьи?) – мои, мамины, Петины и т.д.;

Одежда (какая?) – теплая, зимняя.

  1. Итог занятия. (2 -3 мин)

- Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями (Отметить детей). Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Дополняли слова, составляли слова из слогов, называли лишние слова, образовывали слова, которые обозначают несколько предметов, к вопросам подбирали слова)

- Какие задания были трудными для вас?

- А какое задание понравилось больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »

Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...

Конспект по развитию речина на тему «Прогулка по Санкт- Петербургу»

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему «Прогулка по  Санкт- Петербургу» Образовательная облас...

Конспект по развитию на тему «Дикие животные – лексические игры и упражнения»

Конспект  образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные –  лексические игры и упражнения&raqu...

Конспект ООД по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС ДО развитие речи для детей 6-7лет Тема: «Лексические упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи....