Мастер — Класс «Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»
презентация по развитию речи

Часовских Ирина Викторовна

Интересные сведения о семантических полях для развития речи детей с использолванием занимательного материала в слайдах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon simanticheskie_polya_slaydy.pps1.4 МБ
Microsoft Office document icon prekrasna_rech.doc31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы с детьми. Детский сад № 36 «Колокольчик» Воспитатели Бобко Ольга Васильевна Часовских Ирина Викторовна

Слайд 11

Симантическое поле «Природа»

Слайд 17

Игра «Аналогии» Педагог предлагает детям дополнить слово по образцу: заяц – зверь, воробей – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения: посуда – стакан, транспорт –автобус, насекомые – бабочка. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется. Игра «Я знаю пять…» Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Птиц». Далее каждый ход сопровождается называнием птиц до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Второй вариант игры: Один ребенок подбрасывает мяч и называет пять слов определенной группы. Игра с мячом «Ассоциации» Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (еж) и возвращает мяч взрослому. Аналогично: холодный - снег, глиняный – кувшин, высокий – человек. «Назови три слова» Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. • Что можно купить? (платье, костюм, брюки) • Что можно варить? •Чем можно рисовать? • Что может летать? •Что может плавать? Игровое упражнение «Слова-неприятели» Цель: упражнять в подборе слов-антонимов. Высокий -… Чистый - … Аккуратный - … Добро - … Игровое упражнение «Слова – приятели» Цель: упражнять в подборе слов – синонимов. Конь -… Приятель -… Игровое упражнение «На что похоже?» Цель: упражнять в подборе слов-сравнений. Белый снег похож на… Чистый дождь похож на…

Слайд 18

Игры по словообразованию 1. «Назови ласково» Кот — котик, чашка — чашечка, стул, колесо, гнездо, часы. 2. «Назови большой предмет» Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища. 3. «Придумай кличку» Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка. 4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар. нице, суп в суп. нице, горчица в горчич. нице. 5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.) Детей учит- учитель, дома строят -строители, часы чинит -часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик. 6. «Составь слово» (Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами) Снег + падает - снегопад, вода + падает - водопад, пыль сосет - пылесос, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит –мясорубка, сам летит – самолет, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Рубцовска Алтайского края

658213,  г.Рубцовск, пр.Ленина, 37

тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru

сайт: ds36.educrub.ru

Мастер — Класс

«Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»

Подготовила и провела

Воспитатель

Часовских

Ирина Викторовна

2022

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Подготовила и провела воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 36 «Колокольчик»

Часовских Ирина Викторовна

1 слайд.    Уважаемые коллеги, приглашаем  Вас поучаствовать в мастер – классе

Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.»   Хотели бы поделиться опытом

2 слайд   Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

3 слайд    В своей работе мы опираемся  на исследования психологов Выготского Лва Семеновича, и Лурия Александра Романовича.

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.

4 слайд. Выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей: Это неправильное употребление: -окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; - предложно-падежных конструкций. неправильное согласование слов в предложении, словосочетании ,затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов; ошибки в словообразовании . Ошибки в словоизменении

5 слайд.  Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной.

6 слайд.   Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи.

* Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими.

*  Основной функцией слова является его обозначающая роль.

* Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.

7 слайд.  В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций

8 слайд  Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова называется «семантическим полем». Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.

 9 слайд.  Так же Семантическое поле можно рассмотреть с использованием пиктограмм. Обратите внимание на последовательность:  Ядерное слово, родственные слова, слова -  действия,  слова - признаки, слова - синонимы,  слова – антонимы, словесные логические задачи..

А сейчас мы приглашаем группу молодых специалистов, которые будут выполнять роль воспитанников старшей группы.  Проходите, вставайте полукругом.

 - Давайте познакомимся, поиграем, узнаем, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Передаем зайчика друг другу и отвечаем полными ответами.

«Добрый день. Я - зайчик Тоша, а ты кто?...»

- Теперь я предлагаю вам присесть за стол. Отгадайте загадку: «Дикий маленький зверь живет в лесу, грызет кору, корешки и т. п. у него длинные уши, короткий хвост» Верно, это зайчик.

- Ребята, а как по другому можно назвать родственников зайчика? (заяц, зайчонок, зайчиха)

- Посмотрите на картинку и скажите,  что зайчик  делает? и как? (прыгает высоко, присел, огляделся, прищурился, прислушался.)

- А теперь расскажите какой он (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый,…)

- Посмотрите на картинки, по очереди скажите,  какими словами можно назвать действия зайчика. (побежал, добежал, убежал, забежал, вбежал.)

- Сейчас назовите противоположные качества зайчика в сравнении с другими животными.

Заяц маленький, а медведь? (большой)  Заяц трусливый , а лев? (смелый) Заяц быстрый, а черепаха? (медленная), заяц добрый, а волк? (злой)

- Посмотрите на картинку , придумайте название названия к сказкам, составьте собственный рассказ по картине в парах.

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.

Итак:

«Елка» К. Чуковский

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки –

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

 (воспитатель показывает схему, нарисованную им самим, сравнивает, что подучилось у участников творческой группы мастер- класса, зачитывает еще раз стихотворение)

Я, зайчик Тоша, очень много узнал нового, а вы?

Благодарим нашу творческую группу и просим оценить работу в мастер – классе с помощью смайликов. Предлагаем вам выбрать соответствующий смайлик и прикрепить на мольберт. (удивленный – узнали что то новое,  спокойный – было познавательно, задумчивый – есть над чем поработать)

Молодцы, ребята, вы справились.  Спасибо за работу.

Уважаемые коллеги!  Работа с технологией «Семантического поля» идёт последовательно, но может варьироваться в зависимости от ситуации, может проходить в два, три и более этапов.

10 слайд  В такой же технологии можно поиграть в игру «Ромашка» На каждый лепесток свое задание. В центр помещается  картинка – ядерное слово и разбирается. Кто (что) это.  Какой? Назвать качества.  Что делает? Чем питается. Назвать ласково, назвать родственные слова. Игра наоборот - антонимы,  игра  похожие слова – синонимы. Подобрать загадку и стихотворение, придумать историю или сказку.

11 слайд. Также в работе над расширением «семантического поля» мы используем игры и упражнения. 

 Лексико -  грамматические игры по созданию семантического поля. Обратите внимание на слайды.

12  слайд.  Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс.

13 слайд.  Так же можно использовать семантические поля по сказкам.

А сейчас немного отдохнем. Предлагаем игру с залом.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих…  (не козлят, а поросят)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

- Молодцы, у вас все получилось.

14 слайд.  Так же в работе используется технология « Мнемоника, или мнемотехника»  - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой

15 слайд Мнемотаблицы можно использовать для  облегчения запоминания стихотворений. Обратите внимание, как можно зарисовать любое стихотворение в виде мнемотаблице для облегчения  заучивания.

 Хитрый ежик чудачек, сшил колючий пиджачок

Весь в иголках, без застежек

На иглу нацепит ежик.

Грушу, сливу, всякий плод, что под деревом растет

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

16 слайд.   Мнемотаблицы часто используем для пересказа сказки.   Будьте внимательны, вопрос к залу. «Что за сказка зашифрована на мнемотаблице?» («Лисичка со скалочкой» «Заюшкина избушка» «Жихарка»)

Какие же Вы молодцы, настоящие профессионалы.

Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы  активно применяем в своей работе, что позволило не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...

«Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения»

Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря....

Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...

Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »

Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на заня...

Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».

Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты....

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, МО, 2022  Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, ...