«Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения»
статья по логопедии

Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по технологии "семантических полей"оказывают положительное воздействие на образовательный процесс. Преодоление недостатков речи у детей обеспечивается в единстве и взаимодействием в развитии всех сторон речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bentyukova_e.v.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения»

Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи. Своевременное развитие словаря - главный фактор подготовки к школьному обучению.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка.

Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими. Овладевая словом, ребенок спонтанно усваивает, автоматизирует сложную систему связей, отношений, в которых состоит данный предмет. 

Основной функцией слова является его обозначающая роль. Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.

Вторая функция слова «понятийное значение». Под значением следует понимать способность слова:

  • анализировать предметы,
  • выделять существенные признаки предметов,
  • обобщать их,
  • относить предметы к определенной категории.

Слово является тем звеном, которое связывает сенсомоторные процессы и мышление. При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой.

Во-первых, имеет звуковую форму, во-вторых, оно обозначает предмет, в-третьих, отражает общие и существенные свойства предметов (языковое значение слова).

В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д.

Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка – окошко, крышка, кружка, крошка). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка – молоко – мышка), и понятийные связи (кошка – домашнее животное).

Любое слово обладает пучком значений – прямых и переносных. Например: слово «крыло» может обозначать крыло птицы, крыло самолета, крыло здания и т.д.

Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, по определению Л.А. Лурия называется «семантическим полем». Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля».

Ребенок не способен сразу смоделировать объемное «семантическое поле», оно формируется постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют. При этом идет систематизация значений слов глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей.

У дошкольников с речевыми нарушениями процесс систематизации лексики и формирования семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности по сравнению с нормой.

Д.п.н. Репина З.А. разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слов, которая формирует семантическое поле у детей с нарушениями речи. Задачами этого направления работы являются обучение ребёнка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах.

Так как у детей с речевым недоразвитием нарушен не только процесс накопления слов и соотношение употребления слов различных частей речи, но и процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, то в ходе работы по вышеназванной методике идёт формирование, расширение и систематизация «семантических полей».

На каждом занятии осуществляется поэтапная работа с различными частями речи, их прямым и переносным значениями.

Этапы работы:

1) Вычленение определенных звукокомплексов (слов) из целого речевого потока, который дети постоянно слышат;

2) тонкий фонематический анализ каждого звукокомплекса, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «мальчик-мячик»;

3) отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова;

4) обобщение однородных предметов (действий, признаков, отношений) и обозначение их одним и тем же определенным словом;

5) понимание целого предложения, т. е. группы слов, объединенных определенными грамматическими связями; в предложении всегда выражена законченная мысль;

6) освоение механизма речепроизношения (артикуляции);

7)  освоение умения отбирать в каждом отдельном случае нужные слова и, организуя их в определенные грамматические структуры, выражать свои мысли в понятных другим людям предложениях.

Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют. Выбираем центральное, ядерное слово, уточняем его значение, например, слово Заяц, загадываем загадку или «приходит» зайчик. Далее выбираем ситуации, в которой может оказаться заяц, и пополняем словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Так после детального рассматривания зайца, или картин с изображением зайца в различных ситуациях: зайчик на опушке, летом, зимой, под кустом, активизируется примерно 20 слов. Дикий маленький зверь живет в лесу, грызет кору, корешки и т. п. у него длинные уши, короткий хвост. Детям предлагается подобрать глаголы: что он делает? и как? (прыгает высоко, присел, огляделся, прищурился, прислушался, повел носом, увидел, услышал, подскакал близко, увидел, обрадовался сильно, грызет, осматривается, устал, лег, отдохнул, уснул крепко, треснуло, испугался, линяет, убежал). Активизируются примерно 20 глаголов, 5–7 наречий. Далее учимся подбирать слова-определения. Рассказать какой он (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый, куцехвостый, пушистый, травоядный, и т. д.). Затем работаем над словообразованием, подбираем синонимические и антонимические цепочки - побежал, добежал, убежал, забежал, вбежал. Составляем предложения и проводим их анализ. После этого учимся подбирать родственные слова: заяц, зайчиха, зайчонок, заячьи уши, заюшкина избушка, Зайцев - фамилия. Далее заучиваем загадки или рифмованные стишки. На протяжении всех этапов используем физ.минутки, пальчиковые гимнастики. Подбираем слова переносного значения: заяц - дикое травоядное животное, заяц - человек, проехавший в транспорте без билета. Заяц - говорят о трусливом человеке. Учимся придумывать названия к сказкам, конец сказки, составлять собственный и коллективный рассказ, совершенствуем и пересказ. Это позволяет развить у детей звукопроизношение, происходит автоматизация звуков в речи, совершенствуются навыки звукового анализа, развивается фонематический слух.
Также в работе над расширением «семантического поля» мы используем игры и упражнения. Игровая задача которых заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. 

Игра «Аналогии»

Педагог предлагает детям дополнить слово по образцу: заяц – зверь, воробей – птица или наоборот.

Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения: посуда – стакан, транспорт –автобус, насекомые – бабочка.

Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Я знаю пять…»

Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок«Пять». Следующий ребенок «Птиц». Далее каждый ход сопровождается называнием птиц до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы.

Второй вариант игры:

Один ребенок подбрасывает мяч и называет пять слов определенной группы.

Игра с мячом «Ассоциации»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета«Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (еж) и возвращает мяч взрослому.

Аналогично: холодный - снег, глиняный – кувшин, высокий – человек.

«Назови три слова»

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

•Что можно варить?

•Чем можно рисовать?

• Что может летать?

•Что может плавать?

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Цель: упражнять в подборе слов-антонимов.

Высокий -…

Чистый - …

Аккуратный - …

Добро - …

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Цель: упражнять в подборе слов – синонимов.

Конь -…

Приятель -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: упражнять в подборе слов-сравнений.

Белый снег похож на…

Чистый дождь похож на…

Игры по словообразованию

1. «Назови ласково»

Кот — котик, чашка — чашечка, стул, колесо, гнездо, часы.

2. «Назови большой предмет»

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку»

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.)

Сахар в сахар. нице, суп в суп. нице, горчица в горчич. нице.

5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)

Детей учит- учитель, дома строят -строители, часы чинит -часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик.

6. «Составь слово» (Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами) Снег + падает - снегопад, вода + падает - водопад, пыль сосет - пылесос, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит –мясорубка, сам летит – самолет, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол.

Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность логопедических занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс, повышение количественного и качественного состава словаря, развитие логического и творческого мышления, познавательную активность детей.

Литература:

  1. Выготский Л.С., Развитие высших психических функций. //М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  2. Жинкин Н. И., Речь как проводник информации. М: Наука, 1982.
  3. Каше Г. А., Подготовка к школе детей с недостатками речи М.: Просвещение 1965.
  4. Лурия АР. Язык и сознание. М.. Изд-во Москва ун-та, 1970.
  5. Пожиленко Е. А., Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. Издательство: Владос, 1999.
  6. Репина З. А., Васильева Т.В, Ведерникова А. Д. Поле речевых чудес. // Екатеринбург УИФ «Наука» 1996.
  7. Репина З. А. Психолингвистический подход к изучению коррекции словаря у детей с ринолалией. // Уральская русистика и специальное образование. Екатеринбург: Урал, гос, пед. ун-т, 1995.
  8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение 1987.
  9.  Лисицына И. В. Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения // Пермь: Меркурий, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного...

Использование приёмов самомассажа кистей и пальцев рук у детей, имеющих речевые нарушения.

Описаны некоторые приёмы самомассажа кистей и пальцев рук, с использованием различных предметов и сопровождающиейся стихотворным текстом....

Использование игр с мячом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье приведены рекомендации воспитателям по использованию игр с мячом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения...

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения

В презентации предлагается опыт работы использования ИКТ в  логопедической группе  МАДОУ....

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...

Мастер — Класс «Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»

Интересные сведения о семантических полях для развития речи детей с использолванием занимательного материала в слайдах...