Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая группа)

Суздальцева Ирина Владимировна

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.

     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. По моим наблюдениям, элементы технологии ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_kartine.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Детский сад №124»

Доклад  для педагогов

из опыта работы по теме:

«Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста».

Подготовила и провела:

Суздальцева

Ирина Владимировна

Череповец

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.

     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. По моим наблюдениям, элементы технологии ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [4].

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — >нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия,

Второй год хожу на методическую площадку по этой теме, поэтому взяла для себя приемы, элементы игры. Все охватить невозможно, но то, что интересно и доступно детям моей группы представлю вам.

Все игры, упражнения и задания по технологии ТРИЗ построены на использовании схем, моделей, каких- либо алгоритмов. Цель использования этой технологии с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. Элементы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Познакомлю вас со своим опытом использования этой технологии в работе с детьми именно для   их речевого развития.

1.   Использование словесных игр.   Например « Маша - растеряша». Детям раздаются  картинки с предметами. Игра способствует пополнению словаря детей словами действиями в соответствии с назначением предмета. ( развитие мышления, обогащение опыта взаимодействия с предметами).

У каждого предмета может несколько назначений.

Алгоритм в этой игре -это диалог ведущего с участниками.

-Ой!

- Что с тобой?

- Потеряла  ложку?

-  И что?

- А чем я теперь буду мешать (накладывать, есть   и т.д.)

Игра « Пароль»- я возьму  с собой того, кто назовет мне сказку, в названии которой есть число»

Игра « Хорошо - плохо» что в предмете может быть хорошего- а что плохого». Вы рады, что зима наступила, а что зимой хорошо…

2.    Дидактическая игра « Загадочная коробочка»

 Для игры сделана коробочка с двумя отверстиями сбоку. Направлена на развитие связной речи, активизация словаря прилагательными или словами признаками.

 Игра построена по типу « Чудесный мешочек».  В игре детям предлагается обследовать на ощупь предмет, который лежит в коробочке и отразить свои ощущения в речи, используя модель (форма предмета, размер по сравнению с чем- либо ( со своей ладонью), объем: (плоский или объемный), какая поверхность

( гладкая, шершавая); наличие частей, материал из которого сделан предмет

( стекло, пластмасса, металл, дерево).

3. Использование моделей для рассказывания:

А.  модель 1:  используется при составлении рассказа по картине    

                                                 « Когда происходят события?

                                                    Где происходят события?

                                                    Кто изображен на картине? Назови по        признакам?

                                                    Что делают герои картины?

                                                     Сделай свое окончание рассказа?

Б. модель 2 « ДОМ»:   План - рассказа, о каком либо предмете, объекте.

    В доме девять квартир, человечки которые живут в квартирах дома не хотят знать ни о чем другом, кроме своей темы.

1. Классификация 2. Где? ( живет, находится, растет)3.Части 4. Размер ( используются ориентиры: больше меньше, шире уже, длиннее- короче, тоньше- толще) 5.Цвет Какого цвета ваш предмет, спрашивает живущий здесь человечек.6. Какого цвета? 7. На что похоже, какой формы? 8.Отвечаем на вопрос какой ? по разным признакам. 8.Что необходимо для жизни? Из чего сделан? Если рукотворный мир.9. Вред и польза.

В. Модель 3  для описания  персонажа: Рост. Цвет глаз. Волосы. Выражение лица. Его характер. Предметы одежды. Его характер. Социальные роли.

4. Использование карточек схем для знакомства и разучивания скороговорок. Скороговорки формируют умение говорить четко и выразительно, способствуют исправлению неправильного произношения. Схема помогает понять смысл, способствует запоминанию, развивает воображение.

5. Экран с окошками. Упражнение « Составь рассказ» на месте стрелочек дети подбирают слова действия, вместо волнистых линий слова признаки.

Экран может использоваться для подсказок карточек при составлении перессказа текста и для разучивания стихотворения ( символы придумываются совместно с детьми).

6. Дидактическая игра « Дерево звуков» Вариантов зданий очень много.

Используется для  решения различных задач по речевому развитию: формирование звуковой культуры речи, для развития связной речи, для совершенствования грамматического строя речи.

На дереве необычные листочки, а листочки с картинками. Задания: расположи на дереве предметы, которые имеют три слога; Во всех картинках есть звук с, найди лишнюю; Составление загадок  о предмете, который на дереве - назови его. Расположи на дереве слова похожие по звучанию. Чем похожи, а чем отличаются предметы на дереве, подбери слова признаки, действия, сравнения к словам.

7.Составление загадок с использованием карточек-признаков. Учит составлять развернутое высказывание, о каком либо объекте или предмете, подбирать слова признаки и действия.

 « Опиши я отгадаю» .Ребенок загадывает какой либо объект и с опорой на карточки рассказывает о нем, дети должны отгадать  что загадал рассказчик.

 8. Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках можно использовать приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

Достаточно эффективным является также прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого:  “А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?” и т. д.

Доскажи словечко

У лисы хвост пушистый, а у волка  …..Сейчас волчонок маленький, а когда вырастет станет…..Заяц по характеру робкий и пугливый, а лиса…….,Синичка сидит на заснеженном кусте, а клест…Рысь охотится на добычу, а белка……,Волк вынюхивает следы, а лиса…….,Зимой белка поедает запасы, а летом…..,Звери дикие, потому что они…(живут одни в лесу, сами добывают пищу, спасаются от врагов)  Зимой деревья заснеженные, а летом……, Сейчас лиса хитрая, а будет еще….( волк, заяц)

Итог:

Вам понравилось наблюдать за жизнью животных зимой в лесу? Что вам особенно понравилось на картине? Как бы вы ее назвали? Мне очень понравились ваши рассказы про зимний лес и его обитателей.

Задания по картине с использованием технологии ТРИЗ:

1.Выделение объектов: Какие объекты вы видите на картине? Что вы видите справа под деревом? Где вы видите зайца? Как, одним словом назвать? В глубине? Чем является лес для зверей?

2.Живое – неживое  растительный и животный мир -   снег, сугробы

3.Природный – рукотворный- создано природой или человеком

4.Целое - часть лось рысь заяц

5 Действия вы видите на картине.(лущит, мышкует, охотится, крадется)

6.Кодировка объектов.  Как связаны между собой? В-В,З-В,заяц для волка это

7.Оживи картину (карточки) Внимательно посмотрите еще раз на картину и запомните свое местоположение.

8.Звуки леса (звучат) Какие звуки вы слышите? Запах?

9.Образные характеристики: По цвету заяц , как Рога лося по форме как Лось по размеру, как

10.Загадки описания, доскажи словечко.

11.Что положительное? А что отрицательное?( кто то охотится, кто то питается, а заяц трусит, дрожжит)

12.Рассказы фантазии: Какое время суток на картине? А что вечером звери будут делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное  направление нашего детского сада   мы задумались над тем, как обогат...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

обобщение оыта работы по теме "  Использование сказки  как средства  развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...