Проект:"Ох уж эти сказки".
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Проект:"Ох уж эти сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek.docx789.01 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект в старшей группе

"Что за прелесть эти сказки".

Актуальность.

Сказка – ложь, да в ней – намек,

добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению недостаточно используемый. По данным психолого-педагогических исследований уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога -психолога и воспитателей дошкольной организации становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности .

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель.

Устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, создание условий для развития у детей нравственных качеств. Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок.

Задачи.

1) учить регулировать свое поведение нравственной нормой;

2) способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

3) формировать понимание добра и зла;

4) развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

5) повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);

6) возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.

Сроки реализации проекта. 6 месяцев.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. Выявление проблемы, формирование цели, задач,

подбор методической литературы, разработка проекта.

Основной этап. Выполнение проекта: практическая деятельность.

Заключительный этап. Итоги работы: презентация проекта.

Участники проекта. Дети старшей группы, воспитатели, родители.

1. Теоретико-методологические основания исследовательской деятельности.

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:

Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и как инструмент психотерапии.

Методическая разработка по теме проекта

Проект включает в себя следующие этапы:

1. Овладение педагогами ДОУ основами применения сказкотерапии:

-изучение научной литературы;

-изучение опыта других педагогов по данному направлению;

В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:

Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.

-изготовление необходимого оборудования (опорные схемы, костюмы сказочных персонажей, ширмы для кукольного театра).

Рисунок 1

Использование опорных схем при пересказе дошкольниками сказки.

D:\работа\садик\фото\Фото сказкотерапии\

Рисунок 2.

Использование ширмы для кукольного театра при пересказе.

D:\работа\садик\фото\Фото сказкотерапии\

2. Работа с родителями:

  • разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника».
  • анкетирование родителей по данной проблеме.
  • творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
  • проведение родительского собрания на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».

3. Работа с детьми:

  1. Игры-занятия.

Занятия по русско-народной сказке «Сивка-Бурка».

Занятия по русско-народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Занятия по русско-народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Занятия по русско-народной сказке «Царевна лягушка».

Занятия по русско-народной сказке «Василиса Прекрасная».

Занятия по русским богатырским сказкам.

  1. Свободная деятельность.

#1048;зотерапия

#1055;есочная терапия

#1048;гровая терапия

#1044;идактические игры:

«Рассказываем сны»

«Сочиняем сказки»

«Слушаем и сочиняем стихи»

«Воображение и интерес»

«Из какой сказки герой»

«Одень сказочного героя»

«Угадай сказку»

«Назови сказку»

«Расскажи сказку»

  1. Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
  2. Сюжетные творческие игры:

«Салон красоты»

«Театр моды»

«Драматический театр»

«Художественный салон»

«Мастерская дизайнера»

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Рисуем любимую сказку.
  3. Итоговое мероприятие : досуг по сказкотерапии «Путешествие в сказку ».

Рисунок 3

Пересказ сказки

D:\работа\садик\фото\Фото сказкотерапии\проект.jpg

Рисунок 4

Рисуем любимую сказку.

C:\Users\Администратор\Desktop\C:\Users\Администратор\Desktop\

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
  2. Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  3. Умение решать психические проблемы (страх, тревожность);
  4. Раскрытие творческих способностей детей;
  5. Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками;

Заключение.

Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Список используемой литературы.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии».- СПб.: Речь, 2010.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками» СПб.: Речь, 2010.
  3. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб.: Речь, 2014.
  4. Данилина Т.А. «В мире детский эмоций». М.: Айрис Пресс, 2004.
  5. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии. №2
  6. - Все для детского сада.
  7. - Детский сад.ру.
  8. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок».- СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект \'\' В гостях у сказки\'\' ( инсценировка сказки \'\'Пузырь, лапоть и соломинка\'\' в средней группе)

проект называется \'\'В гостях у сказки\'\' является краткосрочным, фронтальным, твоческим и игровым. Цель данного проекта - создание условий для творческой инсценировки сказки средствами \'\' театра на фла...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...