Понятие и сущность процесса восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Зайцева Ульяна Владимировна

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе и развитие у них умения элементарно анализировать содержание и форму произведения является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования, так как, в нﮦастоящее вреﮦмя чтение вﮦытесняется просﮦмотром телеﮦвизионных переﮦдач, постеﮦпенно усилﮦивается влﮦияние на детеﮦй телеобразоﮦв. В школе у нﮦих часто возﮦникают пробﮦлемы с напﮦисанием сочﮦинений и аﮦнализом хуﮦдожественнﮦых произвеﮦдений.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и сущность процесса восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.

В.В.Гербова [13] утверждает, что содержание художественного произведения расширяет кругозор ребёнка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а также выражая отношение  автора к изображаемым  явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать у детей нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Главной задачей педагогов является развитие умения воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности, ничто как анализ не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора, анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учить думать, сопоставлять и в этом его непреходящая ценность.

Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития их эстетического восприятия, т.е. от способности воспринимать художественную литературу в неразрывном единстве её содержания и формы.

М. Б. Кудайбергенова [26] утверждает, что содержание и форма — две стороны литературного произведения, которые выделяются только в процессе его анализа. В самом произведении содержание и форма всегда неотделимы друг от друга, составляя художественное целое.

О.С. Ушакова [47] дала определение понятию содержания – это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме.   Изучение различных сторон содержания ведет от поверхностных, неглубоких суждений о материале, избранном писателем, к верному пониманию идей, настроений, мировосприятия писателя, выраженных в произведении. В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема, проблема и авторская позиция.

Форма – это способ обнаружения содержания литературных произведений. Содержание произведения всегда каким-то образом оформлено, вне формы все элементы содержания не могут существовать.

В. Н. Макарова [32] так определяет элементарный анализ художественного произведения – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержание, следовать за мыслью автора, анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учить думать, сопоставлять и в этом его непреходящая ценность.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, использует язык писателя в своей речевой практике.

Понимание художественного текста начинается с его восприятия. У ребенка должна быть сформирована готовность к слуховому восприятию, которое определяется как целостное понимание элементов словесного сообщения, синтезирующее в себе речевые звуки, настроение говорящего, его отношение к содержанию сообщаемого текста. Воспринимать текст - значит улавливать интонационные, тембровые, темповые оттенки речи, паузы и, конечно, эмоции, которые все это сопровождают.

А. В. Любаев [30] рассматривает восприятие художественной литературы, как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Восприятие художественного текста всегда является смысловым, то есть включает акт понимания, осмысления того, что ребёнок слышит.

По мнению исследователя М. Р. Львова, воспринимая художественное произведение на слух, дошкольник через форму, ориентируясь на мимику, интонацию, жесты проникает в суть всего произведения.

В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениями действительности, которые они воспринимали в жизни. По мере того как у дошкольников образуются связи между конкретными явлениями окружающего мира и словами, их обозначающими, те и другие начинают выступать в их сознании как единое целое. У детей складываются наглядные представления об изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают конкретные формы в том случае, если опираются на непосредственный личный опыт слушателей.

Л. С. Федотова [49] выделяет два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

О. В. Чиндилова [54] под полноценным восприятием понимает способность ребёнка сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

М. Б. Кудайбергенова [26] выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе -- работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Е. А. Флерина [51] отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович [14] на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 -5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста, а в возрасте 6 -7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Психологи считают, что дошкольники проявляю два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения -эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Согласно исследованиям, А. В. Любаева [30] существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших дошкольников и старших дошкольников. Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: « страшно», «смешно»; читатель шести - восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

В.В. Гербова [13] утверждает, старшие дошкольники уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих детей достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У дошкольников, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, дошкольники могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое.

Наряду с уровнями, выделенными и описанными С. Ю. Кондратьевой[23], существует классификация З. А. Гриценко [29], согласно которой для детей характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные З. А. Гриценко [29], описываются с точки зрения способности или не способности детей выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

Презентация «Пересказ литературных произведений детьми дошкольного возраста» для педсовета по теме: «Ребёнок и книга».

Презентация  «Пересказ литературных произведений детьми дошкольного возраста» для  педсовета по теме: «Ребёнок и книга». Главная задача педагога при знакомстве д...

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....

Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...