Развитие речи дошкольников через произведения художественной литературы
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

          Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

         Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому, владение им навыками выразительного  чтения приобретает особое значение. Перед нами, как педагогами,  стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребят эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  

 

         Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zubchevskoy_na_konferentsiyu.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И. Зубчевская

МБДОУ «ДСКВ № 120»МО г. Братск

 РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому, владение им навыками выразительного  чтения приобретает особое значение. Перед нами, как педагогами,  стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребят эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.   В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

 Например, используемые мною в работе колыбельные песни  и потешки - это материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»).Повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический  слух, помогают запоминать слова и выражения.

В своё время рассуждая о сказках А.С. Пушкин сказал: «Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая, есть поэма!».

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий»,   «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

При работе со сказкой использую  ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

- Повторное чтение отрывков из текста сказки. Так ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

- Пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

- Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

- Драматизация.  Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова».

- Подбор определений к  персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Можно использовать игры «Подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова».

- Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).

- Объяснение этимологии слова. В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (н-р, закоулочки).

- Придумывание сказки от фразеологизма.

Особое значение для развития речи дошкольника имеют и загадки.   Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола  идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»). В загадке  слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).  Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание уделяю умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать  необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы  детям воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации  к сказкам, стихам, рассказам должны быть как можно более реалистичными. Детей учу давать полные и подробные ответы внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать. Во время чтения художественной литературы поддерживаю  атмосферу  непринужденной, доброжелательной.  Наша  задача - разбудить у ребенка  желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное.

     Задания по формированию грамматического строя речи тесно переплетаются с задачами по словарной работе. Так, например, после знакомства  детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», играем с детьми в калейдоскоп вопросов: какой заяц? какая у него шуба? какая лиса? какой петушок? какие у него пёрышки? и другие.

Опыт работы подтверждает  так же высокую эффективность речевых игр и упражнений.  В  играх  «Кто кем был?», «Я начну, а вы продолжите…», добиваясь ответов на такие, казалось бы, простые вопросы  решаем сразу две задачи: упражнение детей в согласовании существительных и  прилагательных в роде и числе, а также активизация и расширение словарного запаса дошкольников. Такие вопросы целесообразно задавать детям после прочтения любых программных произведений художественной литературы.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно образовательной деятельностью. В ходе работы чтение и рассказывание книг организуется во всех моментах жизни детей в детском саду,  связываются с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.   Использование литературных произведений в образовательной деятельности и вне её,  даёт воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.  

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Литература:

1. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа

План пректной деятельности: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ...

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...

Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"

Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к к...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы."

Анализ работы по теме: "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы».

Консультация для родителей«Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы». Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше...