Конспект занятия на тему «Рисуем мнемодорожки" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Логинова

Конспект интегрированного занятия

на тему «Рисование мнемодорожек»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: Логинова Наталья Викторовна

Реализация содержания программы в образовательных областях:  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Приоритетная образовательная область: развитие речи.

Цель: формировать универсальные предпосылки связной речи старших дошкольников для учебной деятельности, через рисование и составления рассказов по мнемотаблицам.

 Программные задачи:

Обучающая: формировать навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения; продолжать учить строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия и публично выступать.

Развивающая: развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники; развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища; прививать ответственное отношение к результату своей работы.

Словарная работа:  побудить детей составлять полный развернутый ответ, введение в активный словарь детей.

Форма занятия: фронтальная, подгрупповая  (по общности интересов).

Методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Виды детской деятельности: коммуникативная (беседа), продуктивная (изготовление продуктов детского творчества), познавательно - исследовательская (экспериментирование, моделирование), двигательная (подвижная игра).

Предварительная работа: Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Материалы и оборудование: графические схемы (мнемодорожки), картины с изображением времен года, мольберт, текст, загадки, фломастеры , расчерченные полоски бумаги, аудиозапись рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Планируемые результаты развития интегративных качеств: при помощи различных результатов по изодеятельности ребенок развивает связную речи, тем самым формирует универсальные предпосылки связной речи старших дошкольников необходимые для учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_sostavlenie_mnemodorozhek.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

на тему «Рисование мнемодорожек»

в подготовительной группе

Составила воспитатель:

 Логинова Наталья Викторовна

Дата проведения: 24.02.2022г.

г. Тюмень, 2022г.


Конспект интегрированного занятия

на тему «Рисование мнемодорожек»

в подготовительной группе

Автор: Логинова Наталья Викторовна

Реализация содержания программы в образовательных областях:  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Приоритетная образовательная область: развитие речи.

Цель: формировать универсальные предпосылки связной речи старших дошкольников для учебной деятельности, через рисование и составления рассказов по мнемотаблицам.

 Программные задачи: 

Обучающая: формировать навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения; продолжать учить строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия и публично выступать.

Развивающая: развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники; развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища; прививать ответственное отношение к результату своей работы.

Словарная работа:  побудить детей составлять полный развернутый ответ, введение в активный словарь детей.

Форма занятия: фронтальная, подгрупповая  (по общности интересов).

Методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Виды детской деятельности: коммуникативная (беседа), продуктивная (изготовление продуктов детского творчества), познавательно - исследовательская (экспериментирование, моделирование), двигательная (подвижная игра).

Предварительная работа: Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Материалы и оборудование: графические схемы (мнемодорожки), картины с изображением времен года, мольберт, текст, загадки, фломастеры , расчерченные полоски бумаги, аудиозапись рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Планируемые результаты развития интегративных качеств: при помощи различных результатов по изодеятельности ребенок развивает связную речи, тем самым формирует универсальные предпосылки связной речи старших дошкольников необходимые для учебной деятельности.

Ход занятия

Вводная часть

Организационный момент

Начало занятия в детском саду необходимо начинать с создания положительного, доброжелательного эмоционального настроя.

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!  

Сегодня нас ждут познавательные загадки, увлекательные игры, интересные задания и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Солнце на небе проснулось,

Нам ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Воспитатель: Ребята, мы улыбнулись друг другу. Настроение у нас сегодня замечательное, потому что за окошком солнечный, теплый денек. А какое время года?

Дети: Зима, а месяц февраль - последний месяц зимы.

Воспитатель: Верно, ребята, зима за окном, давайте сейчас вспомним все времена года. Помогут вам мои загадки.

Скоро, скоро примчу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу (Зима)

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся. ( Весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?- спросим,

И ответим вместе: (Осень)

(Воспитатель вывешивает поочередно картинки с изображением каждого времени года и обращает внимание на красоту природы, в соответствии с сезоном).

Дидактическая игра «Времена года»

Цель игры: развить навыки цветопередачи в акварельных красках и в сезонных изменениях в природе.

Ход игры: каждой группе детей предоставляется рисунок пейзажа с определенным временем года, и мольберты, дети выбирают из палитры цветом, те цвета, которые присущи рисунку.

Воспитатель: Чем можно заниматься в каждое время года?

Дети: Осенью - играть с опавшими листочками, собирать осенние букеты…,

Зимой - кататься с горки, возить друг друга на санках….,

Весной - играть в мяч, любоваться одуванчиками…..,

Летом - ездить на дачу, купаться в речке…

Воспитатель. Каждое время года по-своему хорошо.

Основная часть

 ( Дети садятся за столы)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам вспомнить рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», который мы читали вчера. В нем рассказывалось о мальчике по имени Митя, которому нравились все времена года по-своему (приложение).

Воспитатель: Ребята, этот рассказ мы с вами постараемся пересказать. А что бы нам ничего не забыть, давайте нарисуем схемы-дорожки. Первую дорожку нарисую я. Остальные нарисуете вы сами.

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, а кто помнит физминутки о весне? Выходите на ковер, будем отдыхать и физминутку про весну вспоминать.

Солнце, солнце высоко (стоят на цыпочках, руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло (поглаживание ладонями лица)

Тает снег от лучей (приседание)

Звонко побежал ручей (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу)

Воспитатель включает аудиозапись первой части рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

-О каком времени года говорится вначале рассказа? ( обозначим зиму снежинкой)

- Что делал Митя на прогулке зимой? (нарисуем - горку, реку)

- Какой прибежал Митя домой и что сказал отцу? (веселая рожица, сердечко и снежинка)

-Куда посоветовал отец записать свое желание? (книга)

Воспитатель: Возьмите полоску бумаги и будем дальше рисовать подсказки.

Воспитатель включает аудиозапись второй части рассказа, беседует с детьми.

Воспитатель:

-Какое время года настало после зимы? (капелька)

- Что делал Митя на весеннем лугу? (бабочка, цветок)

-Что сказал Митя отцу? (сердечко и капелька)

-И, что снова сказал Мите отец? ( книга)

(Воспитатель приглашает детей снова за столы)

Воспитатель: Возьмите еще одну полоску бумаги.

Воспитатель включает аудиозапись третей части рассказа.

Воспитатель: Вспоминайте, про какое время года говорилось в рассказе дальше? (травка)

-Чем занимался Митя на сенокосе? (коса, рыба ,ягода, стог сена)

- Что сказал Митя отцу? (улыбка)

-Куда записал Митя свое желание? (книга)

Воспитатель включает четвертую часть рассказа.

Воспитатель: Возьмем еще одну полоску бумаги и вспомним, что говорилось в рассказе об осенней прогулке Мите.

-Как лучше изобразить осень? (дерево и редкие листики на нем)

-Что делал Митя в осеннем саду? (яблоки и груши)

-С каким настроением Митя пришел к отцу? (человечек, с поднятыми руками)

-Что показал отец Мите? (книга).

Заключительная часть

Воспитатель: Какие интересные дорожки-схемы у нас получились, думаю, рассказывать по ним будет очень удобно. Давайте сделаем зарядку, чтобы уставшие пальчики отдохнули.

Пальчиковая гимнастика( Соединять поочередно пальцы, большой с остальными)

Здравствуй, солнце золотое! 

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Пересказ рассказа К. Ушинского с опорой на мнемодорожки по подгруппам (один из детей рассказывает об одном из времени года).

Итог: Ребята, при помощи мнемодорожек очень легко пересказывать и составлять рассказы, а так же можно составлять дорожки для разучивания стихотворений.

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

Рассказ «Четыре желания» рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно! Верно, ребята!

А у вас есть любимое время года? Почему именно это нравится?

Ребята, я предлагаю забрать сегодня свои схемы-дорожки домой и рассказать маме и папе о мальчике Мите.



Приложение 1

Загадки

Скоро, скоро примчу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу (Зима)

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся. ( Весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?- спросим,

И ответим вместе: (Осень)


Приложение 1

Картинки с изображением каждого времени года


Приложение 2

Константин Ушинский  рассказ «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна.

Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето.

Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень.

В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


Приложение 3

Дидактическая игра: «Волшебный Мольберт»


Приложение 4

Варианты мнемодорожек


Список литературы

1. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера,

4. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

Подробнее: https://www.uchmet.ru/library/material/1612689/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"

Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие....

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

конспект занятия по теме "Профессии" для детей старшего дошкольного возраста

конспект занятия по теме Профессии для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия на тему "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста

Конмпект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Каргопольские игрушки из пластилина - Полкан»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.Тема занятия: «Каргопольские игрушки из пластилина - Полкан»...