Занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Золотарева Лариса Валерьевна

Разработка занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с. Доброе                                                 Добровского Муниципального района Липецкой             области

Конспект образовательной деятельности по

по развитию речи в старшей группе

ТЕМА:   составление описательного рассказа на тему« ОСЕНЬ»

по плану - схеме

Воспитатель: Золотарева Л.В.

2023г.

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти , логического мышления.

. Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему « Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.

. Экскурсии в парк.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».

. Просмотр Д.В.Д.

. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.

. Сочинение и отправка письма на телевидение.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас в гостях.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо ,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далёкий - птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» ( ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)

ИГРА « Какая осень?» ( каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью ?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться ?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

( если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Дети: о птицах.

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель : каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт. 4

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые ( что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.

6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.

7.Листья ( что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?

Дети: разноцветными

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Дети: листопад

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

Звучит музыка.

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Игра на развитие фонематического слуха.

Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)

Назови слова со звуком Ш ( шуршат, шелестят)

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? ( ответы детей)

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? ( ответы детей)

-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ - описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...