Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бильбао Юлия Равилевна

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Задачи:

Образовательные:

учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации;

совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

Развивающие:

способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

Воспитательные:

воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Задачи:

Образовательные:

учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации;

совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

Развивающие:

способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

Воспитательные:

воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

Ход занятия:

 - Богатыри земли Русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие – жили давным-давно. Они совершали подвиги, защищая родную землю от врагов лютых. Как вы думаете, ребята, какими они были? Дети: - Сильными, смелыми, могучими, стойкими, надежными…

-Ребята, я хочу вас познакомить с автором этого рассказа, его зовут Евгений Захарович Воробьев. Он, тоже воевал во время великой отечественной войны с Германией. Он был ранен в голову и контужен на войне. Был он фронтовой журналист и военный корреспондент «Красноармейской правды», да ребята, была такая профессия во время войны - военный корреспондент, корреспондент собирал информацию о том, что происходит на поле боя и писал статьи, которые потом отправлял в газету, и об этом узнавала вся страна.

Начавший войну в сорок первом году под Смоленском на 3-м Белорусском фронте, Е.Воробьев закончил её в мае сорок пятого на Балтике. Капитан Е. Воробьев был награжден медалью «За оборону Москвы», орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.

Поэтому он знает не понаслышке о трудностях войны, и о героях в рядах советской армии. Побывав на войне, и увидев все, что там происходило, он отразил в своих рассказах «Москва. Близко к сердцу», «Капля крови», и др., с которыми  мы с вами обязательно познакомимся.   

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Трудно вспомнить, сколько раз в тот день Устюшину пришлось отправляться на линию и сращивать провод. То провод перебьёт осколком мины, то оборвёт взрывной волной, то его перережут немецкие автоматчики, которые уже несколько раз просачивались в ближний лес. Смеркалось, когда батарея вновь потеряла связь с наблюдательным пунктом майора Балояна.

Устюшин нажимал на клапан, кричал, надрываясь, изо всех сил дул на заиндевевшую мембрану. Телефонная трубка была нема. «Днепр» не отвечал на тревожные вызовы «Алтая».

— Пропал «Днепр». Как воды в рот набрал, — сказал Устюшин самому себе голосом, охрипшим от крика и безнадежности. — Без вести пропал «Днепр»...

Устюшин молча передал трубку помощнику, выполз из блиндажа, осмотрелся. Он хотел было переждать, пока утихнет обстрел, но обстрел не утихал. Теперь, когда он оказался под открытым небом, их блиндаж в два наката жидких брёвен — при каждом разрыве сквозь щели осыпался песок — показался ему могучей крепостью.

Устюшин глубже нахлобучил ушанку, натянул на руки тёплые варежки, словно тем самым

Лучше защитился от опасности, и побежал вдоль провода, проваливаясь в снег по колено, по пояс. Эх, жаль, старшина не успел выдать связистам валенки, приходится нырять по сугробам в сапогах! Хорошо, хоть раздобыл шерстяные портянки!

Провод тянулся от шеста к шесту, затем связывал ёлочки на опушке. Провод походил на толстый белый канат: сухой пушистый снег осел на нём.

Устюшин бежал, а мины по-прежнему рвались, будто догоняя его. Воздух словно дымился от близких разрывов. Снег белыми облачками падал с елей, обнажал хвою. С посвистом летели осколки. Пахло горелой землёй. На снегу чернели круглые выбоины.

Устюшин пробежал не меньше двух катушек провода, прежде чем обнаружил место обрыва. Вот он, конец провода, безжизненно повисший на молоденькой ёлке. А где другой конец? Он лежал где-то на земле, его уже присыпало свежим снежком, и не сразу удалось разыскать. Сейчас Устюшин «сведёт концы с концами» и побежит обратно в спасительный блиндаж, подальше от осколков.

Однако вот неприятность — больше метра провода вырвало миной и отшвырнуло куда-то в сторону. Соединить концы провода никак не удавалось. Не хватало этого злополучного метрового обрывка! А запасной катушки у Устюшина с собой не было. Как же быть? Батарея-то ждёт! И «Днепр» ждет! Устюшин знал, что сегодня в любую минуту может прозвучать по телефону сигнал «444», секретный сигнал к наступлению, и горе горькое, если их «Алтай» не отзовётся на гортанный голос майора Балояна.

Устюшин снял варежки, взял в правую руку один конец провода, левой рукой дотянулся до провода, который теперь валялся на снегу. Концы были оголены от изоляции и кусались на морозе.

Человеческое тело, как известно, — проводник электрического тока. Вот он и включился в линию.

Как удачно, что у них на батарее старшина не успел обуть связистов в валенки; как хорошо, что подмётки у него резиновые!

Он стоял, широко раскинув руки. Стоял, потому что не хватало провода. А прилечь или присесть на снег нельзя: как бы не заземлить всю линию...

Конечно, можно поднатужиться и ещё сильнее потянуть концы провода на себя. Но тянуть изо всех сил Устюшин боялся — ещё оборвётся. И до поздней ночи, пока не отгремел бой, во весь рост стоял Устюшин на опушке леса, среди молоденьких ёлок, посечённых осколками; немало свежих хвойных веток и веточек легло вокруг на снег.

Когда слышался зловеще нарастающий звук мин, Устюшина охватывало жгучее желание бросить концы натянутого провода и припасть к земле, уткнуться лицом в сухой снег, вдавиться в него как можно глубже. Но всякий раз он унимал дрожь в коленях, выпрямлялся и оставался на месте. В правой руке, окоченевшей от холода и усталости, Устюшин держал «Днепр», в левой — «Алтай».

Тёплые варежки лежали на снегу, у его ног.

- Вы послушали рассказ, прежде чем мы погорим о его содержании, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

(Дети дают оценку прослушанному отрывку рассказа)

– Какой подвиг совершил связист Устюшин?

– Почему он его совершил?

– Как всё происходило?

– Что чувствовал солдат-связист, когда стоял, держа провод в руках?

– Ребята, как вы считаете, думал ли он, что совершает подвиг?

– А, о чём он думал, по-вашему?

-Ребята, а как вы думаете, что означают слова   «Пахло горелой землей»,  «На снегу чернели  черные выбоины».

- Да все верно, это автор показывает нам, как выглядит все вокруг после взрывов мин.

-А скажите, почему осколки от мин с посвистом летели.

- Да, действительно когда любой предмет летит с очень сильной скоростью, он издает характерный звук - свист.

-Ребята, подумайте, что означают слова «Днепр» и «Алтай».

- Это ребята позывные, для того чтобы не называть название части, роты в прямом эфире, им придумывали краткие названия – позывные, и когда радист вызывал кого-то, то он просто говорил: «Днепр», «Днепр» я «Алтай», ответьте, прием!»

- Какими словами можно охарактеризовать наших солдат. Какими они были в бою? (ответы детей – храбрыми, отважными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми)

- Интересно, сколько времени мы сможем простоять вот так, как солдат? На прогулке мы с вами обязательно попробуем. А герой Великой Отечественной войны Николай Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались…Было очень страшно, но он выдержал. Так не перевелись богатыри на земле Русской? 

Дети: - Нет, многие и в наше время совершают храбрые поступки.

- Богатырский характер, оказался у солдата, богатырская выдержка.

- Люди совершали и продолжают совершать подвиги для своей Родины. Только называться они стали по-другому: герои, а не богатыри.

- Они защищали небо, чтобы оно было чистым, мирным, проходили пешком многие километры, прогоняя врага с родной земли, охраняли морские границы, бомбили врагов из всех орудий, а также ходили в разведку и узнавали важную информацию для командования, в общем, совершали подвиги каждую минуту, каждую секунду.

 - И это тоже наши герои, наши богатыри.

- Скажите, ребята, так что же общего между богатырями, и героями войны?

Дети: - Все они проявляли мужество, выносливость, силу духа, храбрость, защищали свою Родину.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ Обрывок провода).

-Кто написал рассказ? (Евгений Захарович Воробьев.)

- Ребята, расскажите дома родителям о героях, которые вам больше всего запомнились?

 - Все вы достойно держались на занятии и были активными, много обсуждали, отвечали на вопросы. Я уверена, что в будущем вы станете достойными гражданами своей страны, настоящими патриотами.

Рефлексия : Ребята, а теперь оцените себя. Если вам понравилось занятие покажите мне пальчик вверх, ну а если нет, то пальчик вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа.

Целью занятия является научить дошкольников устанавливать причинно-следственные связи между двумя событиями, на первый взгляд, не связанными друг с другом....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ

В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказов на тему: «Мама – самый близкий человек!»

Расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов;  продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схем...