Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Дом, в котором мы живем"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елена Витальевна Чугунова

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом» , познакомить с правом жить в своём доме 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_v_kotorom_my_zhivem.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

«Дом, в котором мы живём»
Интеграция образовательных областей
: «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность), «Чтение художественной литературы», «Здоровье», ”Музыка», «Физическая культура» ,«Коммуникация», «Социализация»
Цель
: закрепить у детей знания о понятии «дом» , познакомить с правом жить в своём доме
Задачи:

Образовательные
: Способствовать развитию представлений о том, что дом не только строение, а то, что окружает нас, наша Родина ; закреплять умение называть свой домашний адрес; закрепить названия частей дома, название жилища животных
Развивающие
: Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность; развивать связную речь через полные ответы на вопросы, обогатить словарь детей, учить образовывать прилагательные, ставить существительные во множественном числе, Активизировать словарь (жилище, крыша, крыльцо, окна, труба, лестниц, чердак),развивать конструктивные способности
Воспитательные
: Прививать потребность радовать близких добрыми поступками, заботливым отношениям, воспитывать любовь к своей стране, родному городу, дому,
Предварительная работа
: дидактическая игра «Где чей домик», чтение художественной литературы (сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», чтение книги Софьи Булановой «Домики животных», загадки, стихи про дома), рисование домиков, рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование
: иллюстрации с изображением зданий и животных, картина «Моя семья», мяч, деревянный конструктор на каждого ребенка, запись песни «Здравствуй, Родина моя»
Организационный момент

Показ иллюстрации с изображением дома
Ребята, посмотрите на красивую картинку. Что изображено на ней? Правильно, дом. А что такое дом? Да, это место, где человек живет.

Чтение стихотворения про дом
Посмотрите: это дом- С крышей, дверью и окном, И с крылечком, и с трубой. Цвет у дома - голубой. Заходите смело в дом! -Приглашаете? Войдем
Отгадайте загадки «Что бывает у дома»
Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает (замок)
Ходит взад и вперёд, Никогда не устаёт (дверь) Рядом стоят, на улицу глядят, А себя не видят (окна) На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит. Сидит на крыше всех выше, Дымом дышит (труба) Деревянная дорога Вверх идет отлого. Что ни шаг- то овраг. Что это за дорога: Кто по ней идет, Тот хромает? (лестница) Очень любят Ваня с Гришей Закуток под самой крышей. Там бывает по углам Интересный старый хлам (чердак) Покажите на рисунке дверь, окно, крыльцо, крышу, трубу, чердак (3-4 ребенка показывают)
Поиграем теперь в игру «Один-много»
Одна дверь , а много- двери, окно- окна, забор –заборы, труба- трубы, крыша -крыши, чердак- чердаки

Поиграем в игру «Что из чего сделано»
А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный) Если сделан из кирпича, то какой? (кирпичный) А если из соломы, то какой? (соломенный) Если в доме много этажей, то какой? (многоэтажный) Если один этаж у дома, то какой дом? (одноэтажный) Если дом находится в деревне, то он какой? (деревенский?) Ну а если дом в городе, то он какой? (городской) У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы своё название. Номер дома на какой-то улице -это адрес дома . Для чего людям нужен адрес? (ответы детей. Если ,например, мальчик или девочка потерялись, но знают свой адрес, где они живут, то взрослые быстро им помогут найти их дом ) Ребята. А вы знаете свой домашний адрес? (называют улицу и номер дома) Ребята , родной дом-это дом, в котором мы живём, это наш двор, наша улица, наш родной город Москва. Наш дом – это наша большая Родина-Россия (звучит песня «Здравствуй, Родина моя» Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я,- Здравствуй, улица моя! Я пою ,и в вышине Подпевают птицы мне Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти» Отвечаю травам я, Отвечаю ветрам я, Отвечаю солнцу я : «Здравствуй, Родина моя! »
Давайте составим небольшой рассказ про свой дом.

Расскажите, какой адрес вашего дома, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живете? Из какого материала построен дом? (ответы детей)
Физкультминутка
Тук да тук, тук да тук, Раздаётся громкий стук.(стучат кулачком о кулачок) Молоточки стучат, Строят дом для ребят.(руки над головой изображают крышу) Этот дом для девочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для мальчиков. (разводят руки в стороны) Этот дом для белочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для зайчиков. (разводят руки в стороны)
У животных тоже есть свои домики-жилища, где они живут . Послушайте стихи про это
Я гуляю во дворе Спит щенок мой в конуре Скучно тало мне одной, Поиграй, щенок, со мной В поле улей- пчелкин дом, Много –много мёду в нем. Очень любят пчелки-детки Есть медовые конфетки На конюшне у лошадки
Сено мягкое в кроватке. Эй, лошадка, хватит спать, Выходи на луг играть. В гости пригласил зайчишку Бурый, косолапый мишка. Вместе по лесной дороге Топают друзья к берлоге. Ждал скворечник по весне Птичьих песен на заре. Здравствуй, скворушка-скворец. Для тебя готов дворец Кто хозяюшка в дупле, Кто свернулся там в тепле, Кто грызет большую шишку? Это белочка-малышка
Внимательно слушали стихи? А теперь поиграем в игру «Кто где живёт?»
Воспитатель бросает мяч с вопросом, а дети - обратно воспитателю с ответом Где живет медведь ( в берлоге), где живет белка (в дупле), где живет лошадка ( в конюшне), где живет пчелка (в улье), где живет щенок ( в конуре),а кто знает , где живее лиса (в норе), а птичка ( в скворечнике), а где живёт человек( в доме)
Ребята, помните , мы с вами читали сказку «Заюшкина избушка».
Правильно ли поступила лиса, выгнав зайца из его собственного домика (ответы детей). Конечно , неправильно, плохо поступила, ведь это его дом, и никто не имеет права выгонять из собственного дома. Вот поэтому лиса была наказана.
Воспитатель
: В доме рядом с вами живут самые близкие люди. Кто живет вместе с вами (ответы детей) Семья, близкие люди, родной дом - это самое дорогое, что есть у человека. Конечно , вы похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер. А как вы думаете, зачем людям нужна семья? (ответы детей) Человеку нужна семья, чтобы жить вместе, помогать друг другу, радоваться вместе, вместе решать общие вопросы. Ребята, а чем вы можете помочь своим близким людям дома?
Воспитатель
: Конечно, убрать игрушки, помочь вымыть пол, посуду, протереть пыль, налить бабушке или дедушке чай. Это совсем не сложно, зато сколько радости вы принесёте своим близким. Дети, а для чего ещё нужен дом? (ответы детей) Верно, в доме можно укрыться от дождя и снега, жаркого солнца, отдохнуть после прогулки, праздновать день рождения, принимать гостей, смотреть телевизор, читать любимые сказки.
Дома
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное- Домой так и тянет меня. У каждого человека свой дом.
Рассматривание картины
Ребята, посмотрите на эту картину.
Здесь изображена семья. У мальчика Вани и девочки Лены дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, с кошкой Муркой и попугаем Кешей. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Вани. Папа с дедушкой играют в шахматы. Ваня наблюдает за игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Лена читают книжку. Кошка спит, свернувшись на коврике. А попугай наблюдает за всеми. Воспитатель задаёт вопросы по картине. Кто нарисован на картине? Что делает бабушка? Покажи на картинке вещи, которые связала бабушка? А твоя (бабушка), мама вяжет? Что тебе связала мама,( бабушка)? Что делают папа и дедушка? А ты умеешь играть в шахматы? Кто у тебя дома играет в шахматы? А во что ты любишь играть? Что делают мама и Лена?
А кто тебе читает книжки? Назови свою любимую книжку? Чем ты занимался вчера вечером? Что будешь делать сегодня?
Ребята, мы много говорили про дом. А давайте

его построим.
Для начала разомнем наши пальчики и ручки
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой) Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верхи растопырить пальцы) Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой) Воспитатель строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны ( соединенных узкими длинными гранями). Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами красного цвета. Дети по образцу строят домик и обыгрывают его (ставят рядом с домиками деревья маленьких человечков, животных )
Рефлексия :
Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?

КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
для детей средней группы
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»

Цель: Закрепление представлений о героях любимых русских народных сказок.

Задачи:

  1. Обучать детей пересказу сказки, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь.
  2. Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать актерские способности детей.
  3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: маски лисы, собаки, петушка, медведя, зайчика, игрушка лисы,

Ход НОД:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о сказках.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Основная часть

Сюрпризный момент. На столе игрушка лисы.

- Кто пришел к вам в гости? (Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

Беседа. - А теперь давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Ребята, что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

-Хорошо, а что вы можете нам рассказать о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодцы. А расскажите о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

- А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодцы. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

Физкультминутка. - Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

-Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

-А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверят.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

Избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

3. Подведение итогов.

-Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

-Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Домашние животные» Воспитатель: Койносова Елена Станиславна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в средней группе Тема: «Домашние животные»Воспитатель: Койносова Елена СтаниславнаМАДОУ ЦРР -  д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Прогулка в зимний лес"

На занятии у детей развивается творческое мышление, фонематический слух, прививается любовь к прекрасному: музыке, стихам....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....