Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 5 – 6 лет с использование технологии «синквейн» на тему «Домашние животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие связной речи через инновационную технологию«синквейн».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять словарь по теме «Домашние животные»;
- обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами;
- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- формировать умение составлять предложения по картинкам;
- продолжать учить составлять «синквейн», опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам.
Развивающие:
- развивать у детей связную речь, память, внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, творческое воображение, общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным;
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 565.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18
607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55
Тел. 8(83177)35698; e-mail:detskiysad-18@mail.ru
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 5 – 6 лет с использование технологии «синквейн» на тему
«Домашние животные»
Разработала:
воспитатель: Гусак С.М.
1 квалификационной категории
Городской округ город Выкса
2022 г.
Конспект занятия по развитию речи на тему
«Домашние животные» (с использование технологии «синквейн»)
Направления воспитания: познавательное.
Возрастная группа детей: старшая группа (5-6 лет)
Цель: развитие связной речи через инновационную технологию «синквейн».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять словарь по теме «Домашние животные»;
- обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами;
- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- формировать умение составлять предложения по картинкам;
- продолжать учить составлять «синквейн», опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам.
Развивающие:
- развивать у детей связную речь, память, внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, творческое воображение, общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным;
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.
Ожидаемые результаты: к концу занятия у детей получилось составить «синквейн», используя схему.
Основные участники: дети старшей группы
Методические приемы: организационный момент, загадки, объяснение; вопросы; художественное слово; индивидуальная работа; физкультминутка; похвала.
Демонстрационный материал. Набор картинок по заданной теме, схема составления «синквейна».
Раздаточный материал. Карточки с изображением домашних животных; медали для награждения.
Предварительная работа: беседы; разучивание стихов; пословиц; чисто-говорок; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с домашними животными;чтение художественной литературы; просмотр презентаций «Домашние животные»; составление рассказов по мнемотаблице.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети играют, звучит «голос котенка»)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, чей это голос? (ответы детей).
Вы видите его?
Ой, посмотрите, к нам котенок прибегал и раскидал все картинки, давайте их соберем. (Дети собирают картинки, называют, вместе с воспитателем расставляют на доске).
Воспитатель (предлагаю детям вспомнить загадки о домашних животных): Ребята кто желает загадать загадку о домашнем животном?
(Дети по желанию загадывают загадки, разученные ранее).
Загадки:
В магазине не была, на базаре не была. А домой пришла – молока принесла. Молоко кому? Хозяину своему (корова). По лугу ретивый скачет,
Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх, Зоркий глаз и острый слух…… (собака)
Толстовата, неуклюжа Любит грязь и любит лужи, Любит спать и любит хрюкать, Пяточком в грязи похлюпать… (свинья). Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошие загадки загадали и всех животных назвали. Скажите, а какие это животные? Назовите всех животных одним словом? (ответы детей). Почему этих животных называют домашними? (ответы детей). Воспитатель: Вот и получился у нас не большой скотный двор. -Что-то наши домашние животные грустят. Поиграть они с вами хотят! Воспитатель предлагает игру «Подбери признаки» Воспитатель берёт в руки по одной картинке и предлагает придумать по одному слову –признаку (прилагательное) о каждом животном: - Я назову слово-признак о кошке, например, передам кошечку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак. И так о каждом животном. Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая, добрая и т.д. Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая, грязная и т.д. Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый, быстрый и т.д. Корова (какая?) – большая, рогатая, пятнистая, милая, мычащая и т.д. Воспитатель: Молодцы! Предлагаю отдохнуть, провожу Физкультминутку «Домашние животные» (дети выполняют имитационные движения) Вокруг себя вы повернитесь, и в домашних животных превратитесь, покажите, как: - кошка умывается, - козлик бодается, - скачут лошадки, - собака хвостиком виляет, - корова жует. Молодцы! Вокруг себя вы повернитесь и в дошколят превратитесь Воспитатель: Играем дальше. Игра «Назови, что делает животное?» Предлагаю детям игру с мячом. |
А что делают домашние животные?
Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)
Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т.д.)
Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)
Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)
Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)
Воспитатель: Молодцы! Много слов назвали. (Предлагаю детям отгадать загадку):
Написал стишок про кошку
Мальчик Вова, мой сосед-
Значит Вова хоть немножко,
Хоть чуть- чуть уже… (поэт).
Предлагаю Вам на несколько минут перевоплотиться в поэтов и составить необычное короткое стихотворение-загадку о любимом домашнем питомце. Хотите? (ответы детей). 1,2,3 повернись и в поэтов превратись.
( У доски приготовлен демонстрационный материал: карточки, схемы для составления «синквейна». На столах у детей раздаточный материал для каждого ребенка).
Напоминаю правила и схему составления «синквейна» загадки:
- Первая строка синквейна – отгадка, состоящая из одного слова (обычно существительное, о котором идёт речь), его мы не называем.
- Вторая строка – два слова. Это описание признаков предмета или его свойства.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, о чем говорится в загадке.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – ассоциация, связанная с предметом, о котором говорится в загадке, синоним.
Воспитатель: Кто желает придумать синквейн - загадку у доски?
Составление «синквейна» по индивидуальным картинкам.
(На доске: схема составления «синквейна»)
(Один ребенок выходит к доске, остальные работают за столами с раздаточным материалом: составляем «синквейн-загадку», о домашнем животном).
(Воспитатель подходит к каждому индивидуально, помогает детям, задает вопросы, дает указания, хвалит).
Воспитатель: Молодцы, я вижу уже многие ребята придумали свои загадки, готовы загадать их детям? (ответы детей). Сначала мы слушаем «синквейн» - загадку ребенка, стоящего у доски.
(Ребенок, работающий у доски, рассказывает короткое стихотворение и предлагает отгадать домашнее животное, которое он задумал).
I. (Кто?) ? (картинка закрыта) Кошка
II. (Какая?) Пушистая, полосатая.
III.(Что делает?) Умывается, лакает, царапается,
IV. (Какую пользу приносит?) ловит мышей
птиц.
V. (Кто?) Домашнее животное
Воспитатель: Какое домашнее животное загадал нам (имя ребенка)?……..
Почему ты решил, что это кошка?
А ты как понял, что это кошка?
Ребенок у доски переворачивает картинку и мы все видим отгадку:
Кто еще хочет загадать свою загадку?
(Дети загадывают свои загадки стихотворения. Воспитатель выслушивает, помогает вопросами, все остальные отгадывают придуманные синквейн –загадки).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. Вы справились! У вас получились красивые, интересные загадки – стихи, о домашних животных.
А нам пора возвращаться в детский сад. 1,2,3 повернись из поэтов в ребят превратись.
Воспитатель: (проводит рефлексию)
-Вам понравилось быть поэтами?
-Это сложно или легко сочинять короткие стихи?
-Что было самым трудным?
-Что было самым легким?
-Скажите, о ком мы сегодня придумывали короткие стихи - загадки?
-Почему их называют домашними животными?
-О ком Вы бы хотели еще придумать короткие загадки?
(Дети высказывают свои мнения)
Вы молодцы! Сегодня вы смогли придумать много коротких стихотворений загадок о домашних животных. Я хочу вручить Вам памятные медали с изображением любимых домашних животных.
(Воспитатель награждает детей медалями с изображением домашних животных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.
Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-853988-1479643857.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-929835-1501925785.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994402-1515746307.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4-5 лет Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Чайник»
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4-5 летТема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Чайник»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-874078-1587709695.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные" ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-488981-1673252914.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».
Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105312-1548005829.jpg)
Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»
Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......