Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказывание сказки Ю. Коваля "Стожок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Екатерина Юрьевна Котик

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Пересказывание сказки Ю. Коваля "Стожок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Конспект образовательной деятельности

 в подготовительной группе

по развитию речи на тему:

Пересказывание сказки Ю. Коваля «Стожок»

Подготовила воспитатель: Котик Е. Ю.

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать по опорным схемам.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с рассказом Юрия Коваля «Стожок»;

- Продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту, опираясь на схемы.

- Пополнить активный словарный запас словами: стожок, излучина, воз, распрягал, выставилась, мохнатая, замотал.

- Совершенствовать грамматический строй речи: правильно согласовывать слова в предложении, образовывать однокоренные слова.

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание.

- Развитие связной речи.

- Развитие памяти, мышления.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительная работа:

- Чтение рассказов: И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова).

- Изучение лексической темы «Дикие животные».

- Подбор однокоренных слов по теме.

Ход:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Станем рядышком друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Знаете, вы ведь не просто поздоровались, а пожелали им здоровья.

Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью подсказки.

Педагог раздает детям подсказки, с помощью которых они смогут найти конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку. Например, предлог «под» и картинка с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т. д.)

Как вы думаете, мы можем собрать их в одну картинку?

Конечно, можем, давайте прямо сейчас их соберем.

Ребята, посмотрите, кто изображен, на картинке?

Правильно, на ней изображен медведь.

Воспитатель: А кто знает и сможет назвать родственные слова к слову «медведь»?

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель: Закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову «медведь».

(медвежонок, медведица, медвежий, медвежатина, медведушка, медведище, медвежатник, медвежьи (следы).

Игра “Чья, чей, чьи, чьё?”

Образование притяжательных прилагательных.

(Медвежья лапа. Медвежий нос. Медвежий хвост. Медвежьи уши. Медвежьи глаза. Медвежье туловище.)

Дыхательное упражнение «Мишка»:

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен мне он будет.

Сразу станет подобрей.

А какие вы знаете сказки, рассказы с этим животным?

Дети: И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Коваль «Стожок»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова) и др.

Да, правильно, есть очень много различных сказок, рассказов, в которых героем является медведь.

Сегодня мы с вами познакомимся с интересной историей про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Юрий Коваль.

Рассказ не только интересный, но и поучительный.

Чтение рассказа:

(Воспитатель выставляет на мольберт графические схемы, соответствующие содержанию.)

 У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.

Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.

- Ты чего, Зуюшка, привез? – кричит ему соседка Пантелеевна.

- Сено, Пантелеевна, чего же еще? – отвечает Зуй.

- А на возу у тебя кто?

Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза – медведь! «Рру – у!»

Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.

Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал – Зуев стожок».

Беседа по содержанию:

В: Как звали героев рассказа?

(Героев рассказа звали дядя Зуй и Нюрочка, соседка Пантелеевна.)

В: Что забыл летом в лесу дядя Зуй?

(Дядя Зуй летом забыл привести сено из леса.)

В: Кто привез сено из леса?

(Сено из леса привез дядя Зуй.)

В: Кто встретил дядю Зуя в деревне?

(Дядю Зуя встретила Пантелеевна.)

В: Что она сказала дяде Зую?

(Ты чего, Зуюшка, привез?)

В: Что ответил Зуй?

(Сено, Пантелеевна, чего же еще?)

В: Кого Пантелеевна увидела на возу?

(На возу Пантелеевна увидела медведя.)

В: Как медведь соскочил с телеги?

(Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег.)

В: Что сделал медведь, оказавшись на снегу?

(Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.)

В: Кто стал собираться около саней?

(Около саней стал собираться народ).

В: О чем говорили люди?

(Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал).

В: Где медведь сделал себе берлогу?

(Медведь сделал себе берлогу в стогу сена)

Называние новых слов:

Стожок- сложенная в виде горки высушенная трава.

Излучина — поворот реки.

Воз - сани.

Башка — голова.

Сено — высушенная трава.

Сметал — сложил сено в виде горки.

Выставилась — показалась, высунулась.

Распрягать — снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани.

Тряхнул — покрутил из стороны в сторону.

Мохнатая — заросшая густой шерстью.

Игра “Исправь ошибки”:

1. Жил дядя Зуй на излучине реки. (Жил дядя Зуй у излучины реки.)

2. Летом дядя Зуй накосил на лесу травы. (Летом дядя Зуй накосил в лесу травы.)

3. Поставил стог в сани. (Поставил стог на сани.)

4. Привез дядя Зуй сено от лесу. (Привез дядя Зуй сено из лесу.)

5. А в возу у тебя кто? (А на возу у тебя кто)

6. Глянул дядя Зуй в стог, так и сел в снег. (Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег.)

7. Страшная морда выставилась из воза - медведь. (Страшная морда выставилась с воза - медведь.)

8. Медведь зашевелился, наклонил стог в бок и вывалился в снег. (Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег.)

9. Схватил на зубы снегу и на лес побежал. (Схватил в зубы снегу и в лес побежал.)

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте.)

Перекладину берёт,

Мышцы дружно напрягает,

Стройным, крепким быть желает!

Повторное чтение

Воспитатель: Послушайте рассказ ещё раз и хорошо его запомните.

Повторно читаю рассказ.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать этот рассказ, но помогут нам в этом графические схемы. А теперь перескажите рассказ, используя новые, уже знакомые слова.

Пересказ рассказа детьми.

 

Итог

Ребята, как назывался рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали? Автор?

Правильно ли сделал дядя Зуй, когда поставил стог не на землю, а на сани?

А для чего он так сделал?

Ребята, чему нас учит данный рассказ, что хотел сказать им автор?

(осторожности, внимательности)

Основная идея рассказа в том, что хитрости иногда могут выйти боком для человека.

Ребята, молодцы! У вас получился очень хороший пересказ рассказа. У вас получился последовательный рассказ. Добавляли звукоподражание своему герою. Запомнили все новые слова.

Ребята, как вы считает, у них поучилось пересказать рассказ?

Конечно, все большие молодцы, все справились!

Вам было легко или сложно его пересказывать?

Кто хочет оценить ребят, которые пересказывали рассказ?

Все сегодня активно отвечали на вопросы.

Ребята, которые слушали пересказ рассказа, вели себя тихо и уважали своих товарищей, не мешая им.

Педагог предлагает детям в свободное время нарисовать понравившейся эпизод из рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему:« Путешествие в сказку».

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Домашние животные». Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто самый важный»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Домашние животные».    Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто самый важный&raqu...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»»...