конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соктоева Бальжит Галсановна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема:"Путешествие в осенний лес!"

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи по теме «Дикие животные»

Задачи:

Обучающие:

Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Дикие животные»

Пополнить знания детей о диких животных и их детёнышах

Закрепить представления детей о месте обитания животных

Учить детей отвечать на вопрос полным предложением

Развивающие:

Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.

Развивать умение связно высказывать своё мнение, полно давать ответ

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать навыки доброжелательности и сотрудничества

Коррекционные:

Закреплять умение чётко и внятно произносить звуки в словах и фразах.

Развивать речевое дыхание: продолжать формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание

Обогащать словарный запас детей

Предварительная работа:

Беседа с детьми «Животные наших лесов»

Просмотр презентации «Кто живёт в нашем лесу»

Знакомство с правилами поведения в лесу

Чтение литературы по теме «Дикие животные наших лесов»: А. Сухомлинский. «Как Ёжик готовился к зиме», И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи», «Рысенок»; рассматривание иллюстраций по теме, загадки по теме

Формы организации: подгрупповое занятие

практические (выполнение задания по указаниям взрослого).

Материалы и оборудование: материал для игры «Зашумлённые картинки» (лист белого цвета формата А3, картинки с изображением диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка, лось, кабан, карточки с изображением жилищ диких зверей, настольно-печатная ига «Папа, мама и я» (пазлы, иллюстративный материал для игры «Покорми животное»

Ход занятия:

I Вводная часть

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Ребята, скажите какое сейчас время года на дворе?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним название осенних месяцев. Первый - …. Второй - …. Третий - …. Молодцы!

А теперь давайте назовём приметы осени.

Ла – ла- ла – осень в гости к нам пришла.

Ду –ду –ду – фрукты собирай в саду.

Ва – ва- ва – на землю падает листва.

Ди – ди – ди – кругом идут одни дожди.

Де-де-де – лужи с дождиком везде.

Ат – ат –ат – птицы в тёплый край летят.

Да – да – да – наступают холода

Воспитатель: Ноябрь - последний осенний месяц. После него наступит… зима.

Я хочу сегодня пригласить вас на прогулку в осенний лес. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас я превращу вас в осенние листочки, и мы полетим в лес.

Раз, два, повернись,

В лист осенний превратись.

(воспитатель раздаёт детям осенние листья разного цвета и размера)

Дыхательная гимнастика

(вдох носом, выдох через рот – «пухлые щёчки»)

Ветер щёки толстые надул, надул, надул –

И на листочки пёстрые подул, подул, подул

(Дуют на листья в руке – 3 раза. Листочки полетели по кругу, ветер стихает, листочки приземляются на землю (ковер) на свои места).

Воспитатель:

На землю листья приземлились

И в детей все превратились.

Воспитатель: Вот мы в лесу. Давайте послушаем звуки осеннего леса.

Фонограмма «Звуки осеннего леса»

Воспитатель: Какие звуки вы услышали? Это громкие или тихие звуки?

Дети: Громкие звуки.

Воспитатель: Это кричит дятел в лесу. Наверное, что-то случилось. Смотрите, я вижу на дереве письмо.

Воспитатель берёт письмо в руки и читает:

«Всем! Всем! Всем! В лесу беда. Пропали все звери лесные. Помогите их найти!»

Воспитатель: Ребята. Давайте поможем дятлу. Вы согласны?

Дети: Да.

II. Основная часть.

Воспитатель: Какие же звери потерялись? Посмотрите на эту картинку и назовите животных.

«Зашумлённые картинки» (дикие животные)

(Дети называют животное, воспитатель выставляет животное (картинку) на фланелеграф).

Воспитатель: посмотрите на картинки и скажите, как можно назвать этих животных?

Дети: это дикие животные (лесные звери, дикие звери).

Дети: Их называют дикими, потому что….живут в лесу, далеко от людей, сами добывают себе пищу, сами ухаживают за собой, сами находят себе дом.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, какое животное.

Предлагаю вам игру «Какой, какая» (подбор определений)

Воспитатель: называет животное, ребёнок говорит, какое оно.

Заяц – трусливый, косой, серый и т. п.

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая и т. п.

Волк – зубастый, серый, голодный и т. п.

Медведь – косолапый, лохматый, огромный и т. п.

Кабан – клыкастый, злой, коварный и т. п.

Лось – рогатый, огромный, сильный и т. п.

Воспитатель: Теперь давайте подумаем и скажем, почему в лесу не видно зверей.

Дети: Высказывают свои версии (холодно, идёт дождь, мало еды, их кто-то напугал, звери готовятся к зиме, они прячутся в свои дома)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

Зайцы спрятались от волка,

Чья-то им досталась норка.

(прячут пальцы одной руки в колечко, сделанное другой рукой)

Серый волк зубами щёлк

(соединяют пальцы обеих рук в щепотку)

Ах, какой зубастый волк.

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле

(Щелчки пальцами)

Считает мама медвежат,

В берлоге все они лежат.

(Пересчитывают пальцы, загибают по одному)

Воспитатель: Я вижу чьи-то следы. Давайте пройдём по дорожкам и узнаем, куда они нас приведут.

(У каждого ребёнка карточка с изображением следов на дорожке и жилищ зверей).

Дети: Это нора. Лиса живёт в норе. Волк прячется в логове. Белка живёт в дупле. Домик зайца под кустом. Медведь спит в берлоге. Ёж зимует в норе.

Воспитатель: А где же дом у лося и кабана?.

Дети: Дом у кабана и лося под деревом.

Воспитатель: Это место называется лёжка. Мы нашли места, где могут прятаться дикие звери.

Но их не видно. Как же нам их увидеть?

Дети: надо оставить у домика еду.

Дидактическая игра «Покорми животное»

(Воспитатель показывает детям карточки с изображением еды, ребёнок выбирает карточки для своего животного и говорит: «Это карточка нужна мне. Белка грызёт орехи. Говорят все дети, пока не закончатся карточки с продуктами)

Воспитатель: Животные поели, теперь они вышли и отправляются на водопой.

Физкультминутка «На водопой»

(выполняются движения по тексту)

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамою белкой скакал бельчонок,

За мамой зайчихой прыгал зайчонок,

Волчица вела за собою волчат -

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: Мамы и детёныши вернулись к своим убежищам – домам. Дикие звери могут жить в своих жилищах по одному или целыми семьями. Что такое семья?

Дети: Семья – это папа, мама и дети.

Воспитатель: Давайте поиграем и соберём семьи лесных животных.

Настольно-печатная игра «Папа, мама и я»

(Папа – Мама – Ребёнок - Ребята)

Волк – волчица – волчонок - волчата

Медведь – медведица – медвежонок - медвежата

Лис – лиса – лисёнок - лисята

Самец белки – белка – бельчонок - бельчата

Ёж – ежиха – ежонок - ежата

Медведь – медведица - медвежонок - медвежата

Лось – лосиха – лосёнок - лосята

Кабан – свинья – поросёнок - поросята

Воспитатель: В лесу много разных зверей и все они по-разному подают голос.

Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

Волк - …воет, медведь - …ревёт, рычит, лиса - … тявкает. Кабан – хрюкает, ёж - …фыркает, елка - …цокает, лось – ревёт.

Воспитатель: Ребята, мы побывали в лесу. Что мы с вами делали?

Дети: Мы помогали дятлу найти диких животных.

Воспитатель: Нам удалось ему помочь?

Дети: Да

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы перенесёмся в детский сад.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть.

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

III. Рефлексия.

Вот мы и вернулись домой. Наше путешествие закончилось. О чём мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...