Консультация для педагогов: Организация деятельности в парах как средство развития старших дошкольников с ТНР
консультация по коррекционной педагогике

Дьякова Ольга Владимировна

Организация деятельности в парах как средство развития старших дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

С учетом целевых ориентиров ФГОС ребенок старшего дошкольного возраста должен проявлять инициативу в различных видах деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и мысли с помощью речи.

Для развития перечисленных личностных качеств не проводится специальных занятий. Они формируются благодаря тем средствам, методам и технологиям обучения, которые использует педагог.

Одной из эффективных педагогических технологий является технология работы в парах. Данную технологию можно использовать на любом занятии, не препятствуя при этом решению основных образовательных задач.

Работа в парах позволяет:

  • развить коммуникативные навыки детей;
  • индивидуализировать процесс обучения;
  • развить навыки самоанализа и самоконтроля;
  • закрепить полученные знания и сформированные умения.

Развитие коммуникативных навыков

Работая  в паре, дети совершенствуют  умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек думает не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между детьми в процессе достижения общей цели.

Индивидуализация процесса обучения

Разделение детей на малые подгруппы (пары) позволяет реализовывать образовательные задачи, соответствующие индивидуальным особенностям детей. Так, предлагаемым разным парам задания могут отличать по уровню сложности, по объему, по содержанию.

Развитие самоконтроля

Технология парной работы позволяет применить техники взаимоконтроля и взаимопроверки, которые в свою очередь способствуют формированию у детей навыков самоконтроля. Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля, при которой ребенок объективно оценивает  работу сверстника или целой группы детей. Здесь важно, чтобы дети научились оценивать работу не механически, а могли обосновать свою оценку.

При этом контроль должен быть обязательно взаимным. Надо, чтобы ребенок мог видеть ошибки другого человека и объективно оценивать его работу, одновременно осознавая, что и его действия контролируются другим ребенком. Таким образом, алгоритм оценивания выполнения задания другим ребенком постепенно формирует у ребенка навык контроля над собственной деятельностью.

Закрепление сформированных умений

Организуя работу в парах, можно использовать так называемую технологию парного обучения, когда один ребенок что-то объясняет другому. Таким образом, на практике можно реализовать один из принципов педагогики «обучая – учусь».

Приемы разделения детей на пары

  1. Рассчитать  на «первый-второй».
  2. Раздать разрезанные картинки и образовать пары путем нахождения своей «половинки».
  3. Попросить детей найти себе пару, например, с таким же цветом глаз, волос, одежды и т.д.
  4. Разложить в группе ленточки разной длины с целью, чтобы все взяли себе по ленточке и нашли ребенка, у которого ленточка такого же цвета. Можно разложить геометрические фигуры, предметные картинки и т.д.

Также можно предложить, чтобы в пары объединились:

  • мальчик и девочка;
  • соседи по парте;
  • дети, которые родились в одно время года и т.д.

В заключение, хотелось бы отметить, что работа в парах на занятиях привлекает детей. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным  (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы. Поэтому с первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы: 

  • Работать дружно
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми
  • Вовремя оказывать помощь
  • При разговоре смотреть на собеседника
  • Говорить тихо
  • Называть товарища по имени
  • Внимательно слушать ответ, потому что потом нужно будет исправлять, дополнять

Также можно ввести особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, например «домик» (соединенные в форме крыши руки детей).

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

старший дошкольный возраст

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин.
  • Совместное творчество: один начинает рассказ (предложение), другой продолжает.
  • Одному ребенку выдаются звуковые схемы, другому картинки (слова), необходимо объединить их в пары.
  • У детей в разных конвертах находятся буквы. Необходимо сложить из этих букв слово.

ИЗО

  • Рисование одной сюжетной картины (по очереди, по частям).
  • Использование инструментов (ножниц, клея, бумаги), данных в одном экземпляре.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

  • Конструирование общей постройки (детали изначально разделены между детьми).
  • Конструирование по схемам (один из детей проверяет правильность выполнения).
  • Построить конструкции одинакового цвета (из одинакового количества деталей).

МАТЕМАТИКА

  • Заштриховать одинаково контурные изображения (должны совпадать цвет и направление штриховки).
  • Придумать одну задачу на двоих (например, про разные предметы, которые принадлежат каждому из детей).
  • Совместное составление разрезной картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»

Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.Пробуждение творч...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...