ОД Литературная викторина "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи

Черных Елена Викторовна

Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей;

2.Способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей  находить ошибки в названиях сказок.

3.Воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;

Словарная работа: викторина, реплика блиц-опрос, жюри.

Оборудование: жетоны, разрезные картинки к сказкам, медали, призы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_literaturnaya_viktorina_puteshestvie_po_skazkam.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Черных Елена Викторовна

Воспитатель первой

                                                                                       квалификационной категории                        

 МБДОУ Полтавский

детский сад      «Родничок»    

Полтавского района Омкой области

                                                                                 

Образовательная деятельность по

Речевому  развитию детей

Литературная викторина  « Путешествие по сказкам»

Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей;

2.Способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей  находить ошибки в названиях сказок.

3.Воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;

Словарная работа: викторина, реплика блиц-опрос, жюри.

Оборудование: жетоны, разрезные картинки к сказкам, медали, призы.

Ход  викторины:
Ребята, я вам предлагаю сейчас поиграть в игру – викторину, которая называется «Путешествие по сказкам». Но сначала нам надо поделиться на 2 команды. Поделимся мы с помощью костюма-фартука. У кого  нарисована репка, садится за стол, где ребенок с репкой, а у кого колобок за стол, где ребенок  с колобком. У нас получились команда «Колобок» и команда «Репка».

Представление жюри.

Но прежде, чем мы начнем наше путешествие по сказкам, я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Итак, начинаем.

1 конкурс «Штурм   умов»

  1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
  2. Какое яйцо снесла  курочка Ряба? (золотое)
  3. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
  4. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  5. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  6. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
  7. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
  8. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

Я вижу, что команды готовы. И наше путешествие продолжается и нас ждёт следующий конкурс.

2.конкурс«Угадайте героя по реплике»

Команде «Репка»

— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

-2-

Команде «Репка»

— «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»

— «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

Команде «Репка»

— «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Команде «Колобок»

— «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)

3.конкурс «Узнай сказку»

(1  балл  за  правильный  ответ)

  1. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?

Очень  вкусная  вода  в  ямке  от  копытца.    («Сестрица  Алёнушка  и  братец  Иванушка»)

  1. По тропе  шагая  бодро, сами  воду  тащат  вёдра.   («По  щучьему  веленью»)
  2. Сидит в  корзине  девочка  у  мишки  за  спиной,

И, сам  того  не  ведая, несёт  её  домой.   (Маша  и медведь)

  1. В  этой  сказке – именины, много  было там  гостей.

А  на  этих  именинах  появился  вдруг  злодей.                                                                                                                                                                                                                                          Он  хотел  убить  хозяйку, чуть  её  не  погубил.                                                                                                                                                                                                                                              Но  коварному  злодею  кто-то голову  срубил.   (Муха-цокотуха)

  1. В моей  сказке, ребятишки, лошадьми  вдруг  стали  мышки.

Была  лишь  девочкой  чумазой, принцессой  стала  я   прекрасной.                                                                                                                                                                                                              Когда  часы  вдруг  стали  бить, пришлось  мне  срочно  уходить.                                                                                                                                                                                                                                 Отвечайте  без  подсказки, из  какой  пришла  я  сказки?  («Золушка»)

  1. Возле леса  на  опушке  трое их  живёт  в  избушке.

Там  три  стула  и  три  кружки, три  кровати, три  подушки.                                                                                                                                                                                                                           Отгадайте  без  подсказки, кто  герои  этой  сказки.   («Три  медведя»)

4.конкурс: «Узнать героев по описанию, отгадайте?»

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 А лисице на зубок, Все ж попался    (колобок)

  1. Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка. Помогла хорошая, голубая речка,                                                                                                                                                                                                                            Все нам помогали, все нас укрывали,                                                                                                                                                                                                                                                        К матушке и батюшке мы домой попали.                                                                                                                                                                                                                                                                   Кто унес братишку? Назовите книжку?   (Гуси-лебеди)

5.«Назови сказку правильно»

«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»

«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Царевна-индюшка»

6. «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

7. Сказочное лото»

У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. отвечаем так же дружно…                                                                        

1. Мальчик …(с пальчик)

2. Соловей… (Разбойник).

3. Сестрица …(Алёнушка)

4. Лиса…(Патрикеевна)

5. Аленький… (Цветочек)

6. Гуси… (лебеди)

7. Крошечка…(Хаврошечка)

8. Братец …(Иванушка)

9. Баба…(Яга)

10. Сивка…(Бурка)

11. Красная…(Шапочка)

12. Спящая…(Красавица)

13. Заюшкина…(Избушка)

14. Винни…(Пух)

  1. «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.

1.В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2.В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

3.В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «Лиса и журавль»

4.В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

5.Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

6.В какой сказке вырос овощ – большой? «Репка»

8.Золотое яичко».

От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.

9. Тур «Продолжи . проинсценируй  сказку».

Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

- Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может.

- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут).                                                                        2.Жили –были дед и баба, была у них курочка ряба. Снесла она яичко. Не простое, золотое.

- А что дальше? (дед бил, не разбил, баба била не разбила..)

Кто помог в сказках?( мышка)

10.Тур «Сказочный стол находок».

Из «волшебного  сундучка» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки?

- золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);

- птичьи перья («Гуси-лебеди»);

- туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);

- аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);

- шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);

- топор («Каша из топора»);

Давайте продолжим наше путешествие. И следующий наш конкурс называется:

11.Конкурс «Путаница»

Я буду вам называть фразу из названия сказки, вам нужно будет ее распутать.

  • Суп из топора (Каша)
  • По-заячьему веленью (Щучьему)
  • Зеленая шапочка (Красная)                                                -6-
  • Кот в туфлях (Сапогах)
  • Два поросенка (Три)
  •                                                                                                
  • Волк и пятеро щенят (Семеро козлят)
  • Сестрица Танюшка и братец Иванушка (Аленушка)
  • Мальчик с ладошку (С пальчик)

12. Конкурс «Вспоминалки»

  • вспомните песенку колобка (Я колобок, колобок  на сметане мешен, на окошке стужен. я от бабушки ушел, я от дедушки ушел)
  • вспомните как повернуть избушку (избушка, избущка, встань ко мне передом, а к лесу задом)
  • какие слова приговаривала Машенька как только медведь собирался присесть на пенек (не садись на пенек, не ешь пирожок – неси бабушке, неси дедушке)
  • вспомните какую фразу повторял кот Леопольд желающий помириться  с мышами (ребята давайте жить дружно)

Подведение итогов.
     Ведущий.
 Наше путешествие по сказкам закончилось, а сейчас предоставим слово жюри вручаются подарки

(В заключение читаю стихотворение.)
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет .И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»

Конспект  литературной  викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....

Литературная викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2016

Познавательное мероприятие, с расширенной словарной работой, применением ИКТ и театрализации....

Литературная викторина по сказкам «Наши любимые сказки».

Цель и задачи:Закрепить знание авторов литературных произведений. Закрепить знание названий литературных произведений, героев сказок.Развивать умение находить лишнего героя произведений.Развивать...