Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Познавательная деятельность детей, направленная на формирование умения   последовательно  рассказывать о природных явлениях с опорой на мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_mnemotablitsami.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

с использованием мнемотаблицы

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории: Тюменева О.В.

Тема: « Солнышко для леса»

Цель: организация деятельности детей, направленная на формирование умения последовательно рассказывать о природных явлениях с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

- создание условий для отработки умения детей работать с мнемотаблицами, составлять по ним рассказы;

- организация формирования умения детей рассказывать по таблице связно в определённой последовательности;

Развивающие:

- способствование развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

- создание условий для воспитания у детей доброжелательного отношения к природным явлениям и растительному и животному миру.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Методы традиционные:

Словесный метод – вопросы, объяснение

Игровой метод – выполнение игровых действий

Наглядный метод – демонстрационный материал

Проблемно-поисковый метод – размышление, ответы на поставленные вопросы.

Методы инновационные:

Методы повышения интереса к занятию: создание игровой ситуации.

Методы, повышающие познавательную активность: повторение, сравнения; решение логических заданий;

Методы формирования интереса к занятию: создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

Форма: игра – путешествие.

Словарная работа: грибной дождь; косой дождь; ливень.

Оборудование:

- картинки к мнемотаблицам «Дождь и природа» «Виды дождей»?

- нарисованная тучка и солнышко;

- игрушка заяц.

Ход НОД

Этапы НОД

Содержание

1.

Организационный момент. Введение в проблемную ситуацию.

Задача: мотивация детей на включение в познавательную деятельность.

Дети собираются вокруг воспитателя.

Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим кто там. Это – зайчик к нам пришёл. Здравствуй зайка, что случилось?

Зайка. В нашем лесу не как не наступит весна, потому что злая тучка закрыло солнышко. Солнышко совсем не греет, природа не просыпается, а нам так хочется побегать на полянке, покушать зелёной травки. Помогите нам, освободить солнышко.

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем лесным жителям, освободим солнышко из-за тучи? Ответы детей.

2.

Актуализация знаний.

Задача: активизировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Воспитатель. Прежде чем отправимся с зайцем в лес, давайте вспомним, признаки весны.

Дети. Ярко светит солнышко, тает снег. Возвращаются перелётные птицы. Растёт трава, и появляются листочки на деревьях.

Молодцы, нам пора в лес.

По дорожке мы пойдём в лес без солнца попадём.

3.

Затруднение в игровой ситуации.

Мнемотаблицы «Дождь и природа» «Виды дождей»

Задача: способствование развитию умения составлять рассказ в определённой последовательности, опираясь на картинки.

Воспитатель.

Здравствуй лес, здравствуй туча. Туча, ты почему закрыло солнышко, и не пускаешь весну в лес?

Тучка. Они со мною не дружат, все солнышко ждут, а я тоже могу быть полезной.

Воспитатель. Как же они с тобой будут дружить и играть, если им холодно и голодно, весна не может наступить. Мы с ребятами тебя очень просим освободить солнышко.

Тучка. Ладно, освобожу солнце, если вы со мной поиграете в игры с картинками.

Мы согласны.

Тучка. Что идёт из туч весной и летом? Дети – дождик.

Вот первая игра. Соберите и составьте рассказ по картинкам о пользе дождя.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ по картинкам» (мнемотаблица)

Дети. Налетела тучка, пошёл дождь. От дождя зеленеет трава, распускаются листочки на деревьях, цветы, растут грибы. Рады дождику все растения и животные.

Тучка. Хорошо, вот видите, сколько пользы от дождя. Продолжаем играть. Какой бывает дождик? Посмотрите на картинки, они вам помогут.

Дети внимательно рассматривают картинки и с помощью тучки называют разные виды дождей (грибной дождь, косой дождь, ливень).

Составляют мнемотаблицу и рассказывают по ней.

Из – за солнышка, появилась тучка и пошёл грибной дождь. Подул сильный ветер и дождик стал косым. Ветер нагонял тучи и начался ливень.

Тучка. Молодцы ребята! Я предлагаю вам отдохнуть.

4.

Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва – кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, капля каплю догонять,

А мы зонтики раскроем, от дождя себя укроем.

5.

Продолжение образовательной деятельности.

Задача: создания условий для формирования умения детей составлять мнемотаблицу по картинкам в определённой последовательности.

Вот и солнышко! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое!

Ребята, что же будет происходить весной в лесу с природой с появлением солнышка? Ответы детей.

Давайте с вами составим рассказ при помощи картинок.

Дети. Наступила весна. Ярко светит солнышко. В лесу тает снег, появляются подснежники. Растёт трава, листочки на деревьях распускаются.

Молодцы дети, солнышко светит и нам пора возвращаться.

Зайчик благодарит детей.

7.

Рефлексия

Воспитатель.

Ребята, трудно вам было составлять рассказы по картинкам? Ответы детей.

Как вы думаете, наступит весна в лесу? Ответы детей.

Определяю настроение и эмоциональное состояние детей с помощью картинок солнышка и тучек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Методическая разработка "Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц"

   Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и работе воспитателей  по развитию связной речи детей.     Я составила мнемотаблицу «Дикие...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект комплексного занятия ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ с использованием мнемотаблиц

развитие навыков работы с мнемотаблицами детей старшего дошкольного возраста с овз...