Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников в соответствии с ФОП
статья по развитию речи

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnika.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников в соответствии с ФОП

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей Федеральной образовательной программы.
Согласно ФОП в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1.Формирование словаря.

2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Подготовка детей к обучению грамоте.
6. Развитие интереса к художественной литературе.

 Чтобы реализовать данные задачи, во –первых 

-педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний;

- иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь;

 -знать детскую литературу,

-уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картин;

-уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы;

- доверительного разговора с детьми.

А во-вторых необходимо создать условия, под которыми мы предусматриваем:
- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
- целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Целенаправленную работу над речевым развитием детей необходимо проводить во всех видах детской деятельности, а не только на специальных занятиях, на которых проходит лишь малая часть работы по развитию речи. Значительную роль играют различные формы работы, осуществляемые входе проведения режимных моментов.
  Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр игровых приемов.

Поэтому в образовательном процессе использую занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-путешествия, занятия, построенные на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Мотивирую детей «Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.». На интегрированных занятиях, на ряду с речевыми видами заданий, дети рисуют, лепят, конструируют, играют в подвижные игры.

Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка, письмо. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль, а пароль — это слова на звук [М}». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку

Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации.

 На занятиях разыгрываем микро сценки («В магазине»,  «Отправляемся в путешествие»), сочиняем маленькие рассказы («Расскажи про своего питомца»)   подбираем слова-действия (Что делает кошка, корова ), слова-признаки (Помидор , он какой?, а что еще может быть красным? а круглым?) и т.д.

Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов, скороговорок использую метод мнемотехники.

Сейчас мы с вами придумаем загадку про яблоко. Сначала мы перечислим признаки этого фрукта, используя схему:
- (глаз): круглое, красное;
-(нос): ароматное;
-(рот): вкусное, сладкое;
-(ухо) – яблоко не издаёт звуки. Поэтому мы пропустим этот символ;
-(рука): гладкое;
А теперь два «волшебных слова» НО и НЕ помогут нам составить загадку.
Круглое, но не мяч,
Красное, но не помидор,
Ароматное, но не цветок,
Гладкое, но не щека,
Растёт на дереве, но не слива. (ЯБЛОКО)

Использование дидактических игр

  Дидактических игр на речевое развитие, великое множество, главное уметь правильно организовывать и использовать их не только непосредственно на занятиях, но и в повседневной жизни.

Начиная от таких игр, как «Кто как кричит», «Один-много», «Назови ласково» в младших группах и заканчивая в старших группах игры со звуками «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», «Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.

 «Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Веселые рифмы

развитие фантазии, связной речи и словообразования.

«Назови слова и составь предложение»

Развивает фантазию, связную речь

«Где начало рассказа?»

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Все дети любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее.

 Задания по сказкам
Сочини свою сказку, Придумай свой конец сказки,  Салат из сказок, Старая сказка на новый лад, Что будет, если…? (изменить характер персонажей)

Следует уделять время артикуляционной и дыхательной гимнастике, как в свободной деятельности, так они и могут являться физминуткой во время занятия.

В нашей группе уже выработались свои правила и традици.

С утра с детми играем в настольно- печатные игры.

Перед завтраком провожу с детьми беседы о семье, о работе родителей, о любимой игрушке, о сезонных явлениях и т.д.; делаем дыхательную или пальчиковую гимнастику,  на прогулке ведется индивидуальная работа с использованием чистоговорок или речевых игр, а перед обедом читаем художественную литературу или заучиваем стихи, пословицы, скороговорки.

Вся эта работа по развитию речи дошкольников подчинена главной задаче – подготовка к успешному обучению ребенка в школе.

Можно сделать вывод, что развитие речи с помощью наглядности и игровых форм деятельности дает положительный результат. Наблюдается желание всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...

Статья из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развит...

Конспект «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речив старшей группе на тему:«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...