Конспект занятия по развитию речи " Я знаю свои права"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyati1.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98комбинированного вида»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе № 6 на тему

«Я знаю свои права»

Подготовила: воспитатель

Курчаткина О.В

                                     Саранск 2023 г.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цели: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Формировать представление о собственных правах.

Задачи: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;

Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;

Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;

Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.

Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.

Ход занятия

 Организационный момент

Встанем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень всем привет и добрый день

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Воспитатель: Ребята, давайте друг другу улыбнемся. К нам пришли гости, давайте мы их поприветствуем.

Дети: «Здравствуйте»

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Сели все правильно, спинки прямые, ноги на полу вместе.

Воспитатель: ребята, сегодня мы будем с вами говорить о том, что является важным для нас и для вас, это о наших- правах и обязанностях. Наша задача хорошо запомнить свои права и правильно пользоваться ими, и соблюдать права других людей.

Воспитатель

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Воспитатель: Ребята, а скажите как вы понимаете, что такое право?

Дети: Право это набор правил, которые устанавливаются государством, о люди должны их соблюдать.

Воспитатель: Правильно, ребята. Право это правила поведения в обществе. Это законы, которые должны исполнять все жители РФ.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках?

Дети: папка

Воспитатель: а как вы думаете, для чего нужна папка?

Ответы детей: для документов.

Воспитатель: правильно, ребята. Папка нужна для хранения документов. Чтобы все самые важные документы хранились бережно.

Воспитатель. Ребята в моей папке лежит самый первый и очень важный документ. И дома тоже у вас есть такой документ. Скажите мне, а вы знаете, что это за документ?

Ответы детей: Свидетельство о рождении.

Воспитатель.: Совершенно верно, ребята. Это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе?  

Ответы детей: дата рождения, имя, фамилия, отчество.

Воспитатель: правильно ребята. В этом документе прописаны дата рождения, ФИО. А также ФИО родителей.

Воспитатель: А вы знаете, что такое – имя?

Ответы детей:

Воспитатель: Это особенное слово - собственное название каждого человека.

- А бывает так, что у ребенка нет имени?

Ответы детей: нет, без имени нельзя обойтись.

Воспитатель: правильно. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени.

- А сколько имен может иметь человек?

Ответы детей: одно имя.

Воспитатель: конечно, у каждого человека с рождения и на всю жизнь одно имя. И каждое имя что-то обозначает. Например, Имя Светлана- светлая, имя Кира- хозяйка, госпожа. Ребята, а вы знаете, что обозначает ваше имя?

Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте:

-Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети:

Айболит – лечит тех, кто болеет.

Снегурочка – девочка из снега.

Незнайка – мальчик, который ничего не знает.

Воспитатель: - Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.

- У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку?

Ответы детей: отец.

Воспитатель: Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.

Воспитатель: А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?

Ответы детей: по имени и отчеству

Воспитатель: Да, вы правы. К взрослым людям надо обращаться с почтением, по имени и отчеству. Ребята, а кто кроме мамы и папы живет еще в вашей семье?

Ответы детей: бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: они являются самими близкими родственниками, и это ваша семья.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Клубок знакомств»

Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться. Назвать свое ФИО.

Ответы детей: дети называют свои ФИО.

Воспитатель: Молодцы. Я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя

У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

Ответы детей:

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Воспитатель: а кто вам дал имя?

Ответы детей: Мама и папа, ваша семья.

Воспитатель обращает внимание на доску.

Воспитатель: посмотрите на картинку. Как одним словом можно сказать, что изображено на картинке?

Ответы детей: семья.

Воспитатель: Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: Ответы детей: право на семью.

Воспитатель: правильно.  Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.

Воспитатель: Что такое семья, ребята?

Ответы детей:

Воспитатель: Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

Воспитатель: Семья это самое дорогое что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте расскажем их.

Егор: семья сильна. Когда над ней крыша одна

Злата: в хорошей семье, хорошие дети растут

Ксюша: кто родителей почитает, тот счастлив бывает.


Воспитатель: Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»

Мама - мамуля, мамулька, мамулик, матушка, мамуся, мамусенька.

Папа- папочка, папулечка, папуля, папусик

Бабушка – бабулечка, бабуленька

Дедушка-дедуля, дедулечка, деда

Сестра-сестренка, сестричка, сеструля

Брат- братишка, братик

Воспитатель. Молодцы, ребята. Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье, а семья должна жить в своем жилище, в доме или квартире.  Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности.

- Ребята, вы должны помнить, что в доме с вами проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?

Дети:

Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

Я заправляю постель.

Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети обязаны слушаться своих родителей.

Физкультминутка

Воспитатель: ребята, я  вижу вы немного устали. Давайте с вами отдохнем. Выходим на палас.  Музыкальная игра «Как живешь.»

Воспитатель: ребята, то мы с вами сейчас делали?

Ответы детей: играли, танцевали, отдыхали.

Воспитатель: правильно, ребята. Посмотрите на картинку. Что дети делают? Ответы детей: Дети играют смотрят телевизор, гуляют. Купаются, загорают.

Воспитатель: а как вы думаете на что они имеют право?

Ответы детей: на отдых

Воспитатель: Воспользуйтесь своим правом на отдых -У вас сейчас очень удивительное время, и беззаботное время.  Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку. Как одним словом можно назвать, что это?

Ответы детей: ученики, школа, учебники

Воспитатель: эта картинка показывает, на что вы имеете право?

Ответы детей: право на образование.

Воспитатель: правильно. Вы имеете право учиться и получать знания. А для чего вам учиться?

Ответы детей: чтобы получить диплом, чтобы много знать. Чтобы получить профессию.

Воспитатель: да вы правы. Учиться нужнго для того, чтобы быть умны и образованным человеком. А где можно получить образование?

Ответы детей: институт, техникум, университет.

Воспитатель: да, ребята. Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения. Но также у вас есть и обязанность, чтобы получить диплом и устроиться на хорошую работу. Вам что нужно делать?

Ответы детей: старательно учиться, не лениться.

Воспитатель: ребята обратите внимание на эту картинку. Что на ней изображено?

Ответы детей: доктор, врач, дети.

Воспитатель: а зачем дети приходят к доктору?

Ответы детей: чтобы лечиться. Получать лекарства.

Воспитатель: правильно. Да, ребята, врачи оказывают нам медицинскую помощь.

- О каком праве пришла пора нам говорить?

Ответ детей: О праве на медицинскую помощь

- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?

Ответы детей: обрабатывают ссадины перекисью, мажут зеленкой или йодом, наклеивают лейкопластырь, мерят температуру.

- Лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб реже ходить в больницы и поликлинику. А что для этого нужно делать?

Ответ детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Воспитатель: ребята, мы разобрали ваши права и обязанности. А чтобы закрепить все что мы с вами узнали. Поиграем в игру «Собери картинку». Перед вами на столах лежат разрезные картинки, соберите их и еще раз мне скажите какие права у вас есть.

Дети собираю картинки.

Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите, что у вас получилось. У кого какое право получилось.

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, посмотрите какие вы разные, но у вас всех одинаковые права. И никогда их нельзя нарушать и по отношению к себе, и по отношению к окружающим

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие? Что вы нового узнали?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"

Цели:1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,2. Развивать связную речь и формировать словарь по...

Конспект занятия по развитию речи "Как зайчик свою сказку искал."

Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы по развитию речи "Как зайчик свою сказку искал"....

Конспект занятия по развитию речи "Как колобок свою сказку искал"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Как колобок свою сказку искал"...

Конспект занятия по развитию речи на «Чудо песочнице» по теме ЗОЖ: «Как Знай-ка научил Незнайку вести здоровый образ жизни.»

Данный конспект можно использовать не только со средним дошкольным возрастом, но и со смежными возрастами,усложняя или упрощая поставленные задачи. Это занятие позволяет развивать познавательный интер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Правила дорожного движения»Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогахЗадачи: Закрепить знания правил дорожного движен...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе" Правила дорожного движения"

цель занятия-закрепление  детей правил дорохного движения.расширить знания о различных видах транспорта.расширить словарный запас. класифицироать виды транспорта....