Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кейко Анастасия Сергеевна

«Лексические упражнения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Лексические упражнения»

Дети выходя, здороваются с гостями и встают вкруг

-Ребята, я очень  рада видеть Вас в хорошем настроение. За окном сегодня пасмурно и прохладно, но нас это не расстроит, ведь от наших улыбок в группе может стать тепло и светло в любую погоду. Предлагаю взяться всем за руки и произнести слова: «Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись». После слов дети улыбаются друг другу. 

-Друг другу мы подарили улыбки, давайте подарим улыбки и нашим гостям.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Говорилки». Как вы думаю, в чем будет заключаться смысл этой игры? Ответы детей.  

-Да, сегодня мы будем с вами много говорить. Давайте разделимся с вами на две команды и проверим, какая из команд у нас окажется самой говорливой.

Делятся на две команды, вытаскивая из мешочка карточки с символом команды. Присаживаются за столы.

- У меня есть для вас несколько конвертов с заданиями, выполняя которые вы будите зарабатывать фишки, которые помогут нам определить команду победителей. Давайте начнем.

Каждое задания построено так, что бы дети отвечали по очереди, зарабатывая фишки за правильные ответы.

Задания:

1.  «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

Например: Шишка моя, велосипед мой, карандаши мои.

МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка

МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик

МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

Например: Большой мяч, а маленький … мячик.

Большой самолет, а маленький … самолетик.

Большой корабль, а маленький … кораблик.

Большой солдат, а маленький … солдатик.

Большой слон, а маленький … слоник.

Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

Большая машина, а маленькая … машинка.

Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

Большая кукла, а маленькая … куколка.

Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.

Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.

Большая щека, а маленькая … щечка.

3. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

Например: в коробке лежат что? … (игрушки).

В магазине много чего? … (игрушек).

Петя рад чему? … (игрушкам).

Мама купила что? … (игрушки).

На столе коробка с чем? … (с игрушками).

Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

В коробке лежат что? … (машинки).

В магазине много чего? … (машинок).

Петя рад чему? … (машинкам).

Мама купила что? … (машинки).

На столе коробка с чем? … (с машинками).

Таня мечтает о чем? … (о машинках).

4. «ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом).

Например: кошка мяукает – кошки мяукают.

машинка стоит – машинки стоят

машина едет – машины едут

кукла спит – куклы спят

кукла танцует – куклы танцуют

собачка лает – собачки лают

зайчик поет – зайчики поют

мяч лежит – мячи лежат

мишка плачет – мишки плачут

самолетик летит – самолетики летя

5. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Например: резиновый мячик из дерева – резиновый мячик из резины.

Деревянная пирамидка мягкая.

У слоника короткий хобот.

У зайчика длинный хвостик.

У Буратино короткий нос.

У Мальвины красные волосы.

Елочные игрушки висят на березе.

По воде плывет самолетик.

Петя катает кубик.

Глиняную уточку слепили из пластилина.

Говорящая кукла громко молчит.

-Ребята, вы большие молодцы, очень меня радуете, давайте немного разомнемся и продолжим нашу игру.

ФИЗМИНУТКА

Жил на свете попугай.

(шагаем на месте)

Крылья шире расправлял.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

Со всеми дружно говорил.

Дети переходят к выполнению следующих заданий.

На столах приготовлены разные игрушки, дети берут по одной игрушки.

7. «ЧТО ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

Например: у меня плюшевая лиса из чего? (из плюша)

Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)

Картонная коробка из чего? (из картона)

Железная машинка из чего? (из железа)

Деревянный кубик из чего? (из дерева)

Пластмассовый утюг? (из пластмассы)

Пластмассовая машинка из чего? (из пластмассы)

Резиновый пупсик из чего? (из резины)

Резиновый мяч из чего? (из резины)

Глиняная кружка из чего? (из глины)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ОБОБЩЕНИЕ»

На столах разложены картинки, детям нужно разложить их группам и найти обобщающий признак.

-Ребята, наша игра подходит к концу, осталось два финальных занятия и будем определять победителя. Проходите на свои места.

9. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

кукла, мяч, береза, машинка

барабан, матрешка, лук, самолетик

юла, неваляшка, тетрадь, робот

мяч, ромашка, кубик, мишка

10 «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

Ну вот и все, конверты с заданиями закончились, вы большие молодцы, со всеми заданиями справились, давайте подсчитаем ваши фишки и определим команду победителей.

После определения победителя, дети награждаются медалями. Говорят до свидания гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...