Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Луханина Полина Дмитриевна

Технологическая карта (конспект занятия) - Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема занятия: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

Возрастная группа: средняя.

Цель занятия: ознакомление детей с рассказом Н. Калининой «Помощники» посредством выразительного чтения произведения воспитателем.

Задачи занятия:

Образовательная: учить детей пересказывать рассказ полно, последовательно, выразительно, способствовать формированию развернутого связного высказывания, продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Развивающая: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным литературным творчеством, способствовать развитию логического мышления, умений делать вывод.

Воспитательная: учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Словарная работа: помощник – человек, который помогает кому-либо, накрываем на стол – приготовить стол к еде, покрыв его скатертью и расставив на нем приборы для еды, писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Планируемый результат занятия: дети познакомятся с содержанием рассказа Н. Калининой «Помощники», отвечают на вопросы по произведению, приняли участие в пересказе рассказа Н. Калининой «Помощники» , у детей закрепляются знания о понимании соблюдений элементарных правил послушания.

Подготовительная работа: проведение дидактических игр «Мамины помощники», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Кухня», «Посуда», рассматривание иллюстраций «Помощники», словарная работа с детьми.

Материалы и оборудование: книга «Хрестоматия для средней группы»,  иллюстрации к литературной сказки, портрет писательницы Н. Калининой.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно– мотивационный этап

Вызвать интерес у детей к предстоящей деятельности.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места, ребята! Давайте мы начнём наш день с хорошего настроения. Как вы думаете, что значит хорошее настроение? (Дети отвечают). Правильно, давайте мы сейчас будем улыбаться друг другу. Сначала улыбнёмся соседу справа, потом соседу слева. Вот мы и поделились друг с другом хорошим настроением.

Словесные методы:

вопросы, ответы, указания, беседа,

художественное слово.

Дети слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. Выполняют указания воспитателя.

У детей появился интерес к предстоящей деятельности.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель:   Ребята ,а вы знаете , что у каждого человека , есть очень много помощников. Хотите узнать какие помощники? (Да) Тогда давайте начинать наше знакомство с новым рассказом. Сегодня мы познакомимся с еще одним очень интересным рассказом.

Посмотрите, что изображено на иллюстрациях? (Два ребенка, помогающих накрывать на стол, дети, убирающие игрушки) А как вы думаете о чём этот рассказ? Хотите с ним познакомится ?(Да) Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.

Аннотация

Ребята, я уже читала этот рассказ. Он мне очень понравился красочным сюжетом и тем, что оно учит помогать другим. А вот, что произошло дальше мы с вами сейчас и узнаем.

Наглядные методы:

рассматривание

иллюстраций, портрет писательницы Н. Калининой.

Словесные методы:

вопросы, ответы, рассказ.

Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации.

У детей появился интерес к прочтению  рассказа Н. Калининой «Помощники».

2.2

Этап ознакомления с материалом

Продолжать детей учить внимательно слушать произведение.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Словарная работа

Воспитатель: Перед тем, как начать читать я хочу вам объяснить значение непонятных слов.

1. Помощник – человек, который помогает кому-либо.

2. Писательница -  человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Воспитатель: запомнили? тогда приступим к чтению. В книгу я положила закладку, потому что в книге нельзя загибать углы, к книге нужно относится бережно.

Чтение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Наглядные методы:

показ книги и закладки.

Словесные методы:

вопросы, чтение сказки.

Дети знакомятся с непонятными для них словами.  Внимательно слушают воспитателя. Вспоминают бережное отношение с книгой.

Дети знают значение непонятных для них слов.

Знают обращение с книгой. Знакомятся с содержанием сказки.

2.3

Этап практического решения проблемы

Получить обратную связь от детей.

Закреплять умение детей отвечать полным предложением.

Беседа с детьми о прочитанном

Воспитатель: Ребята, скажите, понравилась ли вам  рассказ Н. Калининой? Как он назывался?  Про кого этот рассказ?  Что делали Саша и Алеша?

Что забыли сделать мальчики?

Воспитатель:  Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?

Воспитатель: Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили верно, я очень рада, что вам понравился рассказ, и вы его отлично запомнили. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать его.

Чтобы лучше  запомнить рассказ, я буду  раскладывать на мольберте  картинки. Слушайте внимательно

Повторное чтение рассказа

Н. Калининой «Помощники».

Воспитатель: Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку, тишина была идеальная, а сейчас давайте сделаем физ.минутку, разомнёмся.

Физминутка:

Дружно маме помогаем,

 (маршируем)
Пыль повсюду вытираем, 

(Движение руками по кругу)
Мы белье теперь стираем, 

(движение руками вправо-влево)
И полы мы подметаем. 

(движение руками вправо-влево)
В магазин бегом бежим 

(бег на месте)
На диване посидим. 

(Приседаем)
Маму вечером встречаем 

(руки развести в стороны)
Крепко-крепко обнимаем. 

(Обнимаем себя)

Воспитатель: Отлично, размялись. А сейчас давайте перескажите  вы этот рассказ. Картинки вам помогут. 

Воспитатель: Молодцы, верно, ребята.

Словесные методы:

вопросы, беседа, пересказ с помощью подсказывающих вопросов.

Наглядные методы:

Рассматривание иллюстраций по рассказу.

Дети слушают указания воспитателя. Принимают активное участие в беседе. Делают физ.минутку.

Дети знают содержание сказки и отвечают на вопросы.

Закреплено знание содержания сказки.

3

Заключительный этап

Проанализировать деятельность детей. Обобщить деятельность детей. Подведение итогов.

Воспитатель: Дети, какое произведение мы читали на занятие?(«Помощники»). Кто написал этот рассказ?(Писательница Н. Калинина) Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Дети отвечают) 

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

А что было тяжёлым для вас?

Воспитатель: Сегодня мне понравилось с вами проводить занятие. Спасибо.

Словесные методы:

вопросы, беседа.

Дети отвечают на вопросы.  Проводят самоанализ.

Высказывание детей о успешной проделанной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""

Конспект занятия по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

Интеграция ОО: речевое, социально - коммуникативное развитие.Вид деятельности: познавательно – речевая, игровая.Форма организации: игровая деятельность...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»....

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

Развитие монологической речи....