Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Как Деду Морозу увидеть лето».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

по развитию речи

для детей старшей группы

«Как Деду Морозу увидеть лето».

Составила: воспитатель

высшей категории

Горина Н. В.

Югорск. 2021 г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму.

Задачи:

- Формировать чувствительность к проблемной ситуации;

- Формулировать противоречие;

- Знать способы разрешения противоречия;

- Применять способы разрешения противоречия в изобретательской задаче;

- Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации;

- Формировать умение рефлексировать.

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Активные виды деятельности:

игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»

коммуникативная деятельность: беседа

Предварительная работа:

Игры на развитие чувствительности к противоположностям.

Ход непосредственно-образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности.

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

Приветствие.

Игра – тренинг.

- Проходите ребята.

Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

Дети: Мы большие, послушные, добрые….

- Давайте поделимся добром друг с другом!

- Я отдаю свою частичку добра тебе….!

- Теперь мы стали еще добрее.

1.Мотивация. Погружение в тему.

Игра на развитие чувствительности к противоположностям «Теремок».

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, а живут в теремке объекты, которые могут быть одновременно:

- чёрные и белые

(дети называют объекты и выделяют части объекта, в которых «спрятались» противоположности: пешеходный переход – в нём есть и чёрные полоски, и белые и т. д.). 

-Твёрдые и мягкие,

-большой – маленький,

- холодный - горячий

Ребята, я знаю – Дед Мороз, что у Деда Мороза по температуре холодное, что горячее?

Сам Дед Мороз холодный, а сердце у него горячее. 

2. Постановка детьми цели.

Что мы делали сейчас?

Как играли? Какие слова подбирали?

Молодцы!

Ребята какое время года наступит после осени?

Зима. 

Значит скоро наступит любимый праздник Новый год и к нам в гости приедет Дед Мороз!

3. Совместная деятельность детей и педагога

Решение творческой задачи «Как Деду Морозу увидеть лето».

Шаг 1

Ребята, а как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у Деда Мороза по дороге к нам в сад?

Может потерять подарки. Заблудился в лесу или в большом городе. Снегурочку украла Баба Яга.

Физкультминутка

Молодцы! Давайте поиграем.

(дети встают в круг)

Если нравится тебе, то делай так (кулачок правый попеременно левый накрыть раскрытой ладонью).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно правый/левый кулак с оттопыренным большим пальцем приставить раскрытую ладонь).

Если нравится тебе, то делай так (попеременно: левая рукой дотронуться до носа, правая до левого уха).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!

Шаг 2

Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам с далёкого Севера Дедушка Мороз. Скоро у вас наступит мое любимое время года зима, после зимы …..(весна), а потом придёт долгожданное …(лето). Я очень хочу увидеть лето, но боюсь, что растаю. Как быть? Ваш любимый Дед Мороз».

Шаг 3

Мозговой штурм – выброс идей детьми без критики.

Что делать Деду Морозу?

Надо съесть много мороженного, чтобы не растаять.  

Можно залезть в ванну с холодной водой.

Шаг 4

Возврат к шагу 2:

Постановка противоречия.

У кого была проблема?

Что он хотел?

А что мешало?

У Деда Мороза. Он хотел увидеть лето, но боялся, что растает.

Дед Мороз должен увидеть лето, и не должен, так как, может растаять

Шаг 5

Ребята, а какой объект поможет Деду Морозу сохранить холод?

Деду Морозу надо залезть в холодильник или в морозильную камеру, и он не растает.

А из какого материала должна быть дверца холодильника, чтобы Дед Мороз мог увидеть лето?

Дверца должна быть стеклянная.

4. Подведение итогов.

Рефлексия.

Что мы с вами делали?

У кого была проблема?  Какое противоречие возникло в задаче?

А сейчас, ребята, проходите за столы и нарисуйте, как Дед Мороз увидел лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)

Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы "Выручим Деда Мороза"

Очень интересный сценарий, все дети задействованы!...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «В гости к старцу Фура».

Задачи:·        Пополнять и  активизировать словарь детей прилагательными, глаголами - обозначающими действия, и обобщающими существительными.·...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, Лето"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, лето"...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей группы "Два Деда Мороза" (для детей группы компенсирующей направленности)

Сценарий новогоднего утренника для детей  старшей группы компенсирующей направленности , с учетом особенностей детей малой группы (12-15) человек. По времени расчитан на 35-45 минут. При участии ...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы. Тема: «Составление письма деду Морозу».

Cовершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения. Учить оформлять свои мысли в связный текст и правильно согласовывать слова в предложениях. Совершенствовать умение составлять...