Сценарий открытого занятия "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пиняева Ольга Викторовна

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx325.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия «Зимняя сказка»

zima_4.jpgСреди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Цель: закрепить в сознании детей признаки зимы, Закрепить знания детьми народных примет о зиме, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Приоритетная область: речевое развитие:

* Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; декабрь, январь, февраль; снегопад; снежинки; температура; лед;

* Развитие связной речи через построение логической цепочки;

* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;

* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

Материалы:

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей; музыкальное сопровождение, снежинки, волшебная корзинка

Оборудование для педагога: музыкальное сопровождение, снежинки

Оборудование для детей: снежинки, волшебная корзинка

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами.

Организационный момент: Здравствуйте, Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем 

Здравствуйте, а теперь сядьте все красиво и покажите и мне, и гостям, что вы готовы к занятию.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

1. Воспитатель включает мелодию: Антонио Вивальди – Зима (метель) из цикла Времена года

Ребята, вы прослушали фрагмент мелодии Антонио Вивальди – Зима (метель)

1. Как вы думаете похожа эта мелодия на зиму? Да…

2. Какие признаки зимы вы услышали? Снег, вьюга, метель…

Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую. Что это за сказка вы поймете после того, как отгадаете загадку.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Думаю, что вы догадались о том, что отправляемся мы с вами в зимнюю сказку.

2. Стих о зиме.

Так как мы решили попасть в зимнюю сказку, то давайте вспомним стих о зиме:

ДЕТИ: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

3. Описание зимы

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас?

Когда наступает зима? (после осени, выпал снег)

Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная);

Что бывает зимой? (метель, ветер, снег);

Что зимой происходит с реками? (замерзают)

Как зимой одеты люди? (тепло, шапки, шубы, перчатки)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т. д.

Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, все в снегу только сосна и ель зеленые.

А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

Молодцы, хорошо описали зиму!

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Так как мы решили попасть в зимнюю сказку, то давайте вспомним названия зимних месяцев.

- Как называется первый месяц зимы?

- Как называется второй месяц зимы?

- Как называется третий месяц зимы?

А теперь, давайте расскажем стихи Самуила Яковлевича Маршака про каждый зимний месяц :

Про декабрь нам расскажет Марина:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привез.

Про январь нам расскажет Миша:

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Про февраль нам расскажет Арина:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденья.

Молодцы!

4. Сюрпризный момент (приход Снегурочки). Физкультминутка

Звучит музыка Вьюга (звуковой эффект). Входит Снегурочка

Снегурочка: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашей гостьей Снегурочкой.

Я Снегурочка, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Снегурочка: Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Дети: Да…

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Это же письмо от Деда Мороза. Сейчас я вам его прочту:

Здравствуйте, ребята!

Слышал я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моей волшебной корзинке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок.

Снегурочка: А давайте поиграем в игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке).

Физкультминутка: Я мороза не боюсь.

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебная корзинка Деда Мороза! (корзинка, открываем корзинку). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Дедушка Мороз! Вот ловко придумал!

5. Игра Доскажи словечко

А вот и первое задание:

Дед Мороз забыл дописать стихотворение, давайте ему поможем, и подскажем нужные слова.

Игра доскажи словечко:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее…снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!

МОЛОДЦЫ!

6. Пальчиковая гимнастика

Но прежде чем, приступить к следующему заданию Деда Мороза, давайте разомнем свои пальчики Стало холодно от таких зимних заданий. Давайте немного погреемся:

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. (показ ходьбы)

Бабу снежную лепили, (имитация лепки комков)

Птичек крошками кормили, (крошить)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол поочередно)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(имитация движения)

7. Загадки.

Снегурочка: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

1. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла (зима)

2. Что за чудо-покрывало?

Ночью всё вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый (снег)

3. Наши окна – как картинки

Кто художник – невидимка?

Чьи узоры? – Вот вопрос.

Их нарисовал (мороз)

4. Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот –

Не вода в ручье, а (лед)

8. Зимние приметы.

Задание 2

Давайте достанем следующую снежинку из нашей волшебной корзинки:

Снегурочка: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Давайте поиграем…

Игра Зимние приметы

Снегурочка:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Снегурочка:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Снегурочка:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Снегурочка:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

9. Игра Варежка.

Задание 3. А в следующем задании Дед Мороз просит поиграть нас в игру Варежка.

Звучит песня Варежка, дети встают в круг и передают варежку по кругу друг другу, как-только останавливается песня, ребенок у которого окажется варежка, одевает её и становится в цент круга и танцует.

10. Песня Зимы я вовсе не боюсь. Физминутка:Белая зима

Снегурочка подходит к сундуку и там больше нет снежинок…Ребята, вы молодцы мы выполнили все задания… И мне пора уходить…

Воспитатель: Снегурочка, хоть тебе и пора уходить, но мы очень рады тебя видеть и не хотим отпускать…

Композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай Зимы я вовсе не боюсь и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю станцевать под эту песню наш танец всем вместе…

(песня Зимы я вовсе не боюсь, сл. Н. Бакай, муз. И. Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево — вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь. - 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь. - 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Снегурочка:

Мне очень понравился наш танец, но мне к сожалению пора уходить.

А на память о себе я хочу оставить подарки и вспоминайте обо мне. До свидания! (Уходит).

Воспитатель:

Итог: Ребята, давайте подведем итог. О каком времени года мы говорили?

Мы сегодня узнали много интересного о зиме, послушали великого композитора Вивальди, встретились со Снегурочкой и выполнили задания Деда Мороза.

А теперь давайте вспомним,

К существительному нужно подобрать прилагательное:

- зима какая? - холодная, снежная, морозная, долгая …

- снег – липкий, хрустящий, пушистый….

- снежинки- хрупкие, блестящие, белоснежные, - лёд- холодный, скользкий

К существительному нужно подобрать глагол, например:

- дети зимой что делают?– катаются на ледянке, играют в снежки, лепят снеговика, играем в снежки

Вот и попрощались со Снегурочкой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.

Уважаемые родители спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий открытия ДОУ "Сказка"

Данный сценарий использовался пр открытии ДОУ "Сказка" как филиал МКОУ " Мужичанская СОШ" В предусмотрено выступление детей-дошкольников, учеников школы, коллектива детсада. Также задествованы сказочн...

Сценарий открытого просмотра театрально-игрового развлечения "Мир сказки" (старший дошкольный возраст)

Цель: создать условия положительного эмоционального развития детей, атмосферы творческой активности. Побуждать их проявлять интерес к различным видам театра и вызвать желание осуществлять участие в те...

Сценарий открытого дня в детском саду. Средняя группа «А» «ДЕНЬ СКАЗКИ»

МКДОУ «Малиновский детский сад» 2015 год Воспитатель: Кучешева Ю.И  2015 год.      «День сказки» ·        В э...

Сценарий открытого мероприятия в форме досуга "Волшебные сказки Андерсена"

Сценарий открытого мероприятия в форме досуга "Волшебные сказки Андерсена"...

Сценарий открытия Книжкиной недели: "Путешествие по сказкам".

Сценарий праздника расчитан на детей младшей и средней группы ДО....

Сценарий открытия Недели книги: "По мотивам сказки "Гуси-лебеди".

Сценарий открытия Недели книги расчитан на детей среднего возраста.Русская народная сказка –  живая, увлекательная, яркая, красочная, стирающяя грань между реальностью и игрой, чем чрезвычай...

Сценарий открытия Недели игр и игрушек: "По мотивам сказки "Теремок".

Русская народная сказка –  живая, увлекательная, яркая, красочная, стирающяя грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностя...