лексическая тема "Профессии"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Кравченко Екатерина Васильевна

дидактические и словарные игры, стихи и загадки на тему профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_professii.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

Рекомендации для родителей: побеседуйте с детьми о различных профессиях. Расскажите о своей профессии, чем вы занимаетесь, что вам нужно (предметы, материалы) для работы.

Задания:

1. Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Задание способствует формированию навыка правильного словоизменения - употреблению винительного падежа имен существительных:

повар варит (что?) - ...;   врач лечит (кого?) - ,

пожарный, строитель, учитель, водитель, портной, фотограф, доярка.

2.  Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Повару нужны (что?) — кастрюля, поварешка ....

Учителю, парикмахеру, художнику, портному, маляру, продавцу, плотнику.

3. Беседа с детьми

Задача: формирование представление о профессиях.

  •       Что такое профессия?-      
  •     Для чего нужны профессии?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  •  Чтобы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей, поваров, пожарных, воспитателей, милиционеров?
  • Объясните, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?
  • 4.      Дидактическая игра «Кто, что делает?»               учит — учитель,-                 строит — строитель,-                 воспитывает — воспитатель,-                 водит — водитель,-                 грузит —грузчик,-                 продает — продавец,-                 варит — повар,-                 убирает — уборщица,-                 танцует — танцовщица,-                 поет — певица,-                 летает — летчик. 

  5.      Игра «Четвертый лишний» - развитие внимания и логического мышления.

Ребенок  называет лишнее слово и обязательно объясняет, почему оно лишнее

кисть, маляр, рубанок, топор —

каменщик, маляр, кисть, штукатур —

подъемный кран, молоток, бульдозер, экскаватор —

топор, молоток, кисть, плотник —

летчик, водитель, машинист, таксист — 

6.      Дидактическая игра «Кто больше?» - подобрать слова-признаки (прилагательные) к названиям профессий

Летчик какой? — Храбрый, смелый.

Учитель какой? — Умный, добрый.

Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? — Сильный, могучий.

Строитель какой? — Умелый, ловкий.

Врач какой? — Старательный, добрый.

Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д. 

7.    Дидактическая игра «Кто работает на машинах»

Задача: формирование навыка словообразования, упражнение в подборе подходящих по смыслу существительных.

На тракторе работает (кто?) …тракторист.          

На поезде работает …машинист.

На машине работает …шофер.                           

На корабле работает …капитан.

На самолете работает …летчик.                   

 На экскаваторе работает …экскаваторщик.

На трамвае работает …водитель.                

На кране работает …крановщик.

На ракете работает …космонавт                       

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)                                  

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)                     

 Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)                                         

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)     

Кто красит стены? (Маляр.)

Кто ухаживает за птицами? (Птичница).                      

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто играет на рояле? (Пианист.) 

8.      Упражнение «Разгадай слово»

Задача: формирования навыка образования сложных слов.

Помогите дети понять из каких двух слов получились сложные лова, если они сами затрудняются:

хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод.

      9. Расскажи о профессии родителей

  1.   Фамилия, имя и отчество мамы (папы).
  2. Где работает мама (папа) и кем?
  3. Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии
  4. Где работает мама (папа) — на улице или в помещении?
  5.  С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)? 

       10.   Дидактическая игра «Небылицы»

Задача: развитие словесно-логического мышления. Взрослый произносит небылицу, а ребенок объясняет, что неправильно и дает правильный ответ

Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

Дети. Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Уборщица — это та, кто делает головные уборы.

Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Столяр — это тот, кто делает столы.

Дети. Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает предметы из дерева.

Плотник — это тот, кто делает плоты.

Дети. Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.

Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

11.         Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

12. Поиск соответствующего понятия «Назови» (детям 6—8 лет):

а)      детского врача — ... (педиатр), зубного врача — ... (стоматолог), глазного врача — ... (окулист),

врача, делающего операции, — ... (хирург), врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог),

помощник врача — ... (медицинская сестра);

б)      медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в)      медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

13.   Дидактическая игра «Кому что надо для работы?» 

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;

врачу — лекарство, белый халат, градусник;

художнику — ... ; учителю — ... ; портному — ... ; маляру — ... ; рыболову — ... ; продавцу — ... ;

садовнику — ... ; плотнику — ... ; доярке — ... ;трактористу — ....

14.      Загадки о профессиях

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)                         Е. Бергер

 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)                         И. Гамазкова

 

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес. (Плотник)                            В. Степанов

 

У этой волшебницы

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей! (Парикмахер)                         И. Гамазкова

 

Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

Водопад. (Водопроводчик)                         М. Шварц

 

Встанет он на заре,

Снег расчистит на дворе.

Мусор уберет

И песком посыплет лед. (Дворник)                        В. Степанов

 

Он в небо синее

Поднимает самолет

И летит за облаками

Над горами и лесами. (Пилот)                        В. Степанов

 

 Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.                               (Строители)

 

Мы рано встаем,

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу.  (Шофер)

 

Он принес нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама».

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не Дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это? (Почтальон)

 

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

И старших уважать. (Учитель)

 

Кто болен –

Тому даст лекарство принять.

Тому, кто здоров,

Разрешит погулять. (Врач)

 

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз—и помним вас.           (Фотограф)

 

С огнем бороться мы должны

—С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

 

Так кто же мы? — ... (Пожарные)

13. Пальчиковые гимнастики 

 «ДОКТОР»

Наш доктор                                                  (сжимают и разжимают кулачки  на обеих руках)

Лечит всех:                                                   (на каждое имя загибают пальчик, начиная с

Мишу, Машу,                                              правой руки, переходят на левую)

Сашу, Дашу,

Пашу, Клашу

И Наташу.

Витамины всем дает,                                    (Соединяют указательный и большой палец,

                                                                        получается «колечко»  на обеих руках)

Крепкой детвора растет.                              (пальцы рук переплетаются «обнимаются»

 

«ПОВАР»

  Повар готовил обед,                                                             Ребром ладони стучат по столу.

  А тут отключили свет.                                                         Загибают большой палец на левой

  Повар леща берет                                                                  руке.

  И опускает в компот.

  Бросает в котел поленья,                                                       Загибают указательный палец

  В печку кладет варенье.                                                        - средний

  Мешает суп кочерыжкой,                                                     - безымянный

  Угли бьет поварешкой.                                                          - мизинец

  Сахар сыплет в бульон.                                                          Разводят руками.

 И очень довольный он


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...