Проект "Народное творчество"
проект по развитию речи (средняя группа)

Абросимова Ольга Евгеньевна

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnoe_tvorchestvo.docx509.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 Адмиралтейского района

 г. Санкт-Петербурга

Проект для детей средней группы

«Чудесный мир народного творчества»

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1620926110_22-phonoteka_org-p-russkie-narodnie-igri-fon-35.jpg

Воспитатели:

Абросимова О.Е.

2023-24г

Тема проекта: “Чудесный мир народного творчества” - использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста.

Вид проекта: информационно – творческий, познавательно – игровой

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь – апрель 2023-24г.

Актуальность проекта.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Цель проекта. Приобщение детей и родителей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: праздниками, народными художественными промыслами, русским фольклором.

Задачи проекта. Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Нравственное и коммуникативное развитие дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса. Формирование эмоционально- образного восприятия произведений. Воспитание способности наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык фольклора. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность и семейному чтению литературы.

Приобщение родителей и детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви, Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями. Ознакомление с народной декоративной росписью. Развитие и совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия детей. Развитие творческой самостоятельности. Воспитание интереса родителей и детей к народному творчеству.

Социальная значимость проекта:

Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Русский фольклор глубоко патриотичен. Именно через фольклор подрастающее поколение получает представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважение к социуму, любви к малой и большой Родине.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Людям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русский фольклор во всем его многообразии.

Этапы реализации проекта

1этап – “Подготовительный”

Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы

Разработка плана - программы сотрудничества детского сада и семьи.

Планирование работы по организации работы с детьми и родителями для реализации задач проекта.

Подбор литературы, для чтения, заучивания.

Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания.

Работа с методической литературой.

Создание мини-музея «Русская изба».

Сотрудничество с родителями (консультации)

2 этап – “Основной”

Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.

Организация совместной деятельности педагогов детского сада и семьи.

3 этап - “Итоговый”

Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Изготовление лэпбука «Устное народное творчество»

Ожидаемые результаты

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем: создать условия и сформировать предметно- развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора; воспитать у детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам; способствовать развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики ; научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа; повысить профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников;

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Формы работы с детьми и родителями

Совместная деятельность с детьми и родителями.

Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

Наблюдения в быту и природе.

Проведение педагогом детского сада мастер-класса для детей «Изготовление русской тряпичной куклы»

Планирование этапов реализации проекта

сентябрь

1

«Во саду ли, в огороде»

Разучивание потешки «Наш козёл».

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.

2

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка.

3

«Приглашаем в гости к нам»

Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

4

«Сбор урожая на огородах»

Поделки из овощей.

октябрь

1

«Русский фольклор»

Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

2

«Русский фольклор»

Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Повторение потешки про бычка.

3

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных.

4

«Устное народное творчество»

Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

ноябрь

1

«Русская изба»

Знакомство с предметами обихода (прялка, кочерга и тд.).

2

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Матрешки.

3

« Лисичка со скалочкой»

Знакомство со сказкой

« Лисичка со скалочкой». Продолжение знакомства с предметами обихода (скалка, поднос, фартуки и тд.)

4

«Уголок старины»

Оформление уголка старины, подключение к работе родителей. Заучивание пословиц и поговорок.

декабрь

1

« Одень зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Аппликация на тему

« Одень зверей».

2

«Здравствуй, зимушка- зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

3

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». Заучивание колядок и стихов к праздник.

4

«Мастерская Деда Мороза»

Помощь в подготовке к Новому году. Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза».

январь

1

«Рождественские святки»

Развлечение «Рождественские святки». Вечер зимних загадок.

2

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостью. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

3

«Русский фольклор зимы»

Наглядная информация «Русский фольклор зимы».

февраль

1

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья).

2

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Проводы зимы. Разучивание песенки «Блины».

3

«Папа и я – спортивная семья»

Физкультурный досуг «Папа и я – спортивная семья».

4

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

март

1

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

март

3

«Народно- прикладное искусство»

Познакомить детей с народно – прикладным искусством: гжель, хохлома, дымковские игрушки.

4

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна».

апрель

1

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

2

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

3

«Небылица – небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

4

«Крошечка – Хаврошечка»

Просмотр мультфильма по сказке «Хаврошечка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...