Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Предложение"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».
Задачи:
1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.
2. Развивать слуховое внимание.
3.Воспитывать умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта занятия
Возрастная группа детей: старшая
Воспитатель: Т. Н. Кирюба
Тема занятия: «Предложение. Слово»
Цель: Знакомство с понятием «предложение, слово».
Задачи:
1.Дать понятие о предложении, его признаках; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; учить определять количество слов в предложении.
2. Развивать слуховое внимание.
3.Воспитывать умение слушать друг друга.
Части НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1 часть – вводная | |||
Создание образовательной ситуации | Дети полукругом сидят на стульях | ||
Мотивация детей на предстоящую деятельность | -Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. ( Мудрая Сова) (аудиозапись) | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы дать знания о слове и предложении. Для того, чтобы я вас услышала, вы должны говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей) | ||
2 часть – основная | |||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. | -Так зачем к нам пришла сова? Итак, слушаем, что нам она говорит. -Ребята, давайте вспомним, какое у нас сейчас время года. (осень) - Вспомните, какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь – это слова. Люди давно убрали урожай овощей и фруктов. Девочки назовут овощи, а мальчики – фрукты. Всё, что вы назвали – это тоже слова. Нас окружает много предметов и каждый из них называется словом. Назовите слова, обозначающие предметы, которые вы видите у нас в группе. Какого цвета потолок? (белый) Из чего сделаны столы? (из дерева и металла). Значит стол какой? (деревянный). Что делает палас на полу? (лежит) Что мы с вами делаем на стульях? (сидим) -Всё, что вы сейчас сказали - это слова. А сейчас мы с вами поиграем в игру "Пары слов". Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните и назовёте второе. Будьте внимательны - говорит сова. Магазин-продавец, кошка-молоко, мальчик-машина, тетрадь-карандаш, детский сад - дети, книга-сказка, дорога-светофор, подарки - праздник. -Что вы сейчас называли? (слова) Слова на схеме обозначаются горизонтальными линиями. Это линия слева направо. ( показать на мольберте) А сейчас все дружно встали Выпрямится. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть. -С понятием "слово" сова нас познакомила. А с чем она ещё хотела нас познакомить? (с предложением) Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. Предложения имеют законченную мысль.
-Анфиса, какое у тебя слово?(птица) -Алиса, какое слово у тебя? (лететь) -Это 2 отдельных слова. Можно ли считать это предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) -А сейчас Анфиса скажет своё слово и даст руку Алисе. Алиса даст руку Анфисе и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Теперь понятно, о чём речь? Это предложение. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) В предложении все слова дружат между собой. Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Как только слова начинают дружить - получается предложение. -Посмотрите на картинку, что вы видите? (мальчик бежит) Этот ответ называется предложением. Я изображу предложение с помощью схемы. Сколько слов в предложении Мальчик бежит? (2) Первое слово в предложении обозначается горизонтальной линией с уголком. В конце предложения ставится точка. Рассмотрим вторую картинку? Вначале назовите, кто изображен на рисунке (Девочка) Потом скажите, что она делает? (рисует) Попробуйте составить схем у этого предложения. (ребенок говорит и чертит схему). Сколько слов в каждом предложении? (2) Предложения могут состоять из одного или нескольких слов. Например, в предложении ЗИМА. - одно слово. А в предложении Наступила холодная зима. Сколько?(3) Миша пойдет и выполнит схему первого предложения, а Аглая- второго. -А сейчас вставайте в кружок, мы поиграем еще в одну игру "Бывает - не бывает?". Я буду говорить предложения, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает – руки вверх, если такое не бывает – руки на пояс. Летом идет снег, волк бродит по лесу, яблоки растут на берёзе, кошка ходит по забору, девочка рисует домик, собака гуляет по радуге, мальчик ходит в платье, по небу плывут облака, кот купил колбасу, осенью желтеют листья, ночью светит солнце. Молодцы, слушали внимательно. Сова довольна вами. Что я вам сейчас говорила? (предложения) Составление предложений из двух слов. (2 слова. Корзинка стоит. Яблоки лежат. Листья лежат. 3 слова. Лежат жёлтые листья. Стоит плетёная корзинка. 4 -5 слов) | ответы детей Дети отвечают на вопросы Дети выполняют упражнения физминутки Дети выполняют поручения воспитателя. Дети хлопают в ладоши, когда слышат предложения. Выполнение работы по картинкам. Выполнение движений при игре Дети составляют предложения. | |
Этап осуществления самостоятельной работы детей | |||
3 часть – заключительная | |||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | - Зачем к нам прилетела сова? -Что мы составляли на занятии? -Когда получается предложение? -Сколько может быть слов в предложении? -Что ставится в конце предложения? -Сова очень довольна, что она прилетела к вам не зря. Знания от неё вы получили. И она даёт вам домашнее задание: Обведите морковь и яблоко по пунктиру. Выполните штриховку по образцу. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29238.jpg)
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе
План-конспект занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему: «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ) ВОСПИТАТЕЛЬ:За...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-342455-1412502492.jpg)
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-469053-1579774429.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "составление сложных предложений" .
Составлять предложения по картинкам....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-388307-1667460384.png)
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"
Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/02/picture-1041564-1527914907.jpg)
Занятие по развитию речи в старшей группе "Ознакомление с предложением"
Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения, тренировать в составлении прос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1031344-1536513739.jpg)
Конспект занятия по развитию речи на тему «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1264861-1598863858.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы...