Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Экскурсия в музей сказок"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию. Дети закрепляют знания о сказках в игровой форме, умение узнавать и называть сказки по фрагментам, иллюстрациям, загадкам, отдельным предметам. Воспитывается любовь к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynye_skazki_2.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Аленький цветочек» города Георгиевска»

на заседание БМП №2 воспитателей старших групп Георгиевского муниципального округа

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Экскурсия в музей сказок»

Подготовила:

Гулай Инна Игоревна

воспитатель

г. Георгиевск 2023 г.

Цель: обогащение речи детей через воспитание музейной культуры, как части общей культуры дошкольника.

Образовательные задачи: познакомить дошкольников со значением слова «экспонат»; продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой отдельные картинки в единый сюжет; формировать элементарные представления о значении музея в жизни людей; учить старших дошкольников анализировать, сравнивать; вызывать интерес и желание узнать новое.

Развивающие задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, грамотно отвечать на вопросы педагога; развивать умения узнавать сказки по характерным признакам героев, называть знакомые сказки, названия волшебных предметов, формировать умения составлять сказку посредством использования техники «сторителлинг». Развивать логическое мышление, память, внимание; творческие способности; способствовать развитию уверенности в себе и в своих возможностях.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к устному народному творчеству, умение прислушиваться и уважать мнение других, чувство сопереживания, вызвать желание совершать добрые поступки и отрицательно относиться к недоброжелательным поступкам.

Здоровьесберегающие задачи:вызвать эмоциональный отклик на результаты своей деятельности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: экспонат, падчерица.

Материалы и оборудование: экспонаты музея по сказкам, письмо, загадки в конверте, подзорная труба, кубики историй, волшебные колпачки, картинки по сказкам, картина со сказками, «солнышко настроения», аудиозапись по сказкам, волшебные предметы из сказок.

Содержание и ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Дети с воспитателем входят в зал. Звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель. Ребята, вам знакома эта мелодия? (ответы). Сегодня я предлагаю вам экскурсию в необыкновенное место. Хотите? Тогда, попробуйте отгадать, куда же мы отправимся.

-Сегодня мы отправимся в волшебный мир вещей

-Я знаю, вам понравится, ведь любят здесь гостей.

-Здесь проживают Муха-Цокотуха, а так же Бармалей

-Сегодня посетим мы чудесный сказочный ……. (ответы детей) (музей).

Воспитатель. Совершенно верно.

- Ребята, а что такое музей?

- А что там хранится?

- для чего создают музеи, какие они бывают

- как нужно вести себя в музее

Как вы думаете, а что может храниться в сказочном таком музее? (герои сказок, книги со сказками, кукольный театр, пальчиковый театр, картины из сказок).

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как называются эти предметы одним словом? (ответы детей)

Воспитатель: Эти предметы называются экспонатами музея.

Появляется КОТ.

-Здравствуйте ребята. Узнали меня? (ответы) Но я необычный кот, я хранитель сказочного музея, такого, как я, нет нигде в сказочном мире. Во первых, я очень мудрый, во вторых, трудолюбивый. Ребята, а кто знает, почему во многих музеях живут коты? А ещё (ответы детей) Я герой многих сказок. А вы знаете сказки, в которых главный герой я -КОТ??

Дети: (знаем).

Воспитатель. Ребята, вспомните, в каких сказках встречается Кот? (если дети не скажут, тогда говорит воспитатель)в какой сказке коту пришлось выручить своего друга Петушка из когтей Лисы? (р.н. сказка «Кот, петух и лиса»), «Жихарка», «Кот в сапогах», «Кот Васька».

КОТ- вижу, знаете вы сказки. Приглашаю в наш музей.

Воспитатель.-ребята, посмотрите, в музее собрано много различных сказочных экспонатов, есть и волшебные предметы, вы можете их не только посмотреть, но и потрогать. Детям предлагается рассмотреть предметы, лежащие на столе, назвать их и определить из какой они сказки: репка («Репка»), яичко («Курочка Ряба»), три миски с ложками («Маша и медведь»), скалка («Лисичка со скалочкой»), золотой ключик («Приключения Буратино»)…

КОТ- молодцы ребята, у меня есть для вас загадки, хотите их отгадать?(отдает Воспитателю) , отгадки вы найдете в музее. Воспитатель читает:

- Дочь старухина ленива, дедова- трудолюбива, добрый дедушка Мороз драгоценности принёс, а другую без затей заморозил до костей.

( Морозко).

Воспитатель. Ребята, о какой сказке идёт речь? Совершенно верно, мы с вами недавно познакомились со сказкой «Морозко». Какие сказочные персонажи есть в этой сказке? (Морозко, говорящая собачка). Ребята, а кто мне может сказать, кто такая падчерица? Давайте сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Какой была падчерица? (добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относилась к старшим). Какой была родная дочка бабы? (ленивая, злая, грубая). На кого бы вы хотели быть похожими? (на Настеньку). Почему Морозко пожалел Настеньку? (потому что она с уважением отнеслась к нему). Почему старуха отправила свою дочь в лес? (из жадности, она хотела, чтобы Морозко её дочери тоже дал сундук с драгоценностями.) Воспитатель достает из сундука картинки со сказками). Смотрите, что я нашла. Ребята, здесь представлены сказки, только теперь в каждой появился лишний герой. Найдите его и объясните, почему вы так думаете? (выполняют у стола). Хорошо, всё правильно вы объяснили. (+ самоконроль, взаимоконтроль)

Следующая загадка:

- Говорила ведь сестрица: «пить из лужи не годится». Не послушался сестру, стал козленочком к утру.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель.Давайте определим, какая это сказка- волшебная или сказка о животных? (волшебная) Почему? (в сказке происходят чудеса. Иванушка превратился в козленочка, ведьма превратилась в Аленушку). Что говорил Иванушка, когда ему хотелось пить? А что отвечала Аленушка? Ребята, сестрица Аленушка и братец Иванушка хотят с вами поиграть и предлагают нам рассмотреть картину. Посмотрите, пожалуйста, мне кажется, что в картине что-то не так. Как вы думаете что? (ответы детей) (фрагменты из разных сказок) Я предлагаю вам через подзорную трубу рассмотреть эту картину и назвать какую сказку вы видите и её героев (приём «Подзорная труба»). Например, я вижу гусей- лебедей, которые несут Иванушку на крыльях. А что видите вы? (ответы детей)

Вот сколько сказок мы нашли в одной картине.

Воспитатель: ребята, давайте отдохнем и поиграем с котом.

Физминутка «Учёный кот» под музыку.

Еще одна загадка:

-Парень слез с любимой печки, за водой поплелся к речке, щуку в проруби поймал, и с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По щучьему велению»)

Что Емеля любил больше всего? (любил лежать на печи)

Куда послали невестки Емелю? (за водой на реку)

Ребята, а вы помните, что сказала щука Емеле, когда он ее поймал?(Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь). Какие слова говорил Емеля для исполнения желания? (По щучьему велению, по моему хотению…)

Что Емеля сразу попросил у щуки? (попросил, чтобы вёдра сами пошли домой).

-Правильно, ребята. Смотрите, я вижу на печи лежит письмо. Как думаете от кого? (от Емели). Читает: -Здравствуйте ребята, пишет вам Емеля. Ребята, а вы умеете сочинять сказки? (Да). А помогут вам в этом «Кубики историй», а я превращу вас в сказочников, для этого нужно одеть волшебные колпачки.(дети надевают шапочки и произносят слова: Чудо совершается, дети в сказочников превращаются (звучит волшебная музыка). Возьмите каждый по кубику и пройдите на стулья. Будем кубиком играть, будем сказку сочинять.

Дети садятся на стулья, стоящие по кругу.

Итак, первая у нас сидит Арина, может ей предоставим слово первой? Как вы считаете? Вы не против? она будет начинать историю. Арина, хорошо рассмотри свой кубик и реши с кем произойдет эта история. Дальше дети продолжают историю.

Воспитатель: Молодцы ребята. Какая интересная сказка получилась.

Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Где мы с вами побывали? Что мы с вами выполняли? (отгадывали загадки, вспомнили сказки, познакомились с котом, превращались в сказочников). Что понравилось(запомнилось) больше всего? (сочинять сказку, выполнять задания, рассматривать экспонаты).

Ребята, а какое у вас настроение? Расскажите, на что похоже ваше настроение?

Игровое упр. «Солнышко» (рефлексия настроения и эмоционального состояния)

- Моё настроение похоже на…….. солнышко (доброе солнышко, веселое солнышко, огорченное солнышко, злое солнышко).

Кот: Ребята, вы молодцы! Знаете, много сказок, умеете отгадывать загадки, играть в игры, сочинять сказки. У меня для вас есть подарочки……. (петушки на палочке) А, мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания, ребята!

Воспитатель: Я хочу предложить вам сочинить с родителями и нарисовать новую сказку или слепить героя сказки, сделать аппликацию. Вы принесёте свои работы, а мы организуем в нашем музее выставку и пригласим на неё малышей. А вы будете, экскурсоводы и расскажете им свои сказки. И покажите экспонаты нашего музея. Хотите?? Тогда вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: « Экскурсия в краеведческий музей»

Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»...

Конспект Непрерывно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Экскурсия в мини-музей» для детей подготовительной группы

ознакомление дошкольников с художественными промыслами России, развитие умения использовать при составлении декоративной  композиции на основе того или иного народного искусства характерные для н...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»

создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....

Конспект занятия по социльно – коммуникативному развитию Тема: «Экскурсия на кухню детского сада»

Конспект занятия по социльно – коммуникативному развитию Тема: «Экскурсия на кухню детского сада» ...