Теоретические основы формирования описательной речи у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)

Строеньева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Вопрос изучения связной речи затрагивался в научной литературе авторами в различных областях: психолингвистике, психологии, педагогике. Обобщая определения, предложенные различными авторами, в рамках данной работы под связной речью мы будем понимать развернутое смысловое высказывание, при помощи  которого обеспечивается  общение между людьми и передача информации от говорящего к слушателю.  Описательная речь представляет собой один из типов монологической связной речи, с помощью которой словами изображается (описывается) объект. Целью описания является перечисление характерных особенностей, свойств, качества описываемого объекта. Главными особенностями описания является высокий уровень связности, согласованность слов в предложениях, достаточный объем  признаков и качеств объекта описания, применение средств выразительности.

2. К старшему дошкольному возрасту существенно совершенствуется связная монологическая речь. Дошкольники способны самостоятельно раскрыть содержание картины, обозначить, перечислить, охарактеризовать знакомые объекты и предметы. Вместе с этим дети еще  не владеют в достаточном количестве языковыми средствами, которые необходимы для составления описаний, отмечается нарушение структуры описания, последовательности, сложности со связью предложений и отдельных частей текста, что часто компенсируется жестами. В программах  задачи по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста представлены обобщенно. Систематизируя программные задачи, а также задачи в данном направлении, которые представлены в методической литературе, можно выделить следующие из них: учить составлять описания предметов и объектов окружающего мира на основе их восприятия, по представлению (из опыта);  учить составлять описание картин (предметных, сюжетных и пейзажных); обучать использованию в рассказах средств языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы; учить обозначать главные признаки, соблюдать логичность их перечисления; развивать связность описания, учить пользоваться способами межфразовой связи.

3. ТРИЗ представляет собой систему средств, методов и приемов, способствующих развитию у детей мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Решая задачи технологии ТРИЗ, дети не только совершенствуют творческое мышление, но и существенно расширяют кругозор, развивают познавательные способности, речь. Технология ТРИЗ дает возможность продуктивно решать задачи развития речи с помощью проблемного метода, через систему творческих задач. Работа по развитию связной описательной речи с помощью ТРИЗ может производиться с помощью множества методов и приемов: использование опорной таблицы, системный анализ, работа с загадками, метод аналогии, метод мозгового штурма; игры «Хорошо - плохо», «Поиск аналогов», «Чудесные вещи», «Да-нет», «Наоборот», «Точка зрения», «Чёрное - белое», «Третий лишний» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированн...

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Статья "Теоретические основы формирования социальных норм у детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются подходы к определению социальных норм в психологии и педагогике....

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...