Организация уголка по развитию речи в группах ДОУ для детей с ТНР в соответствие с требованиями шкал ECERS-3.
статья по развитию речи (старшая группа)
В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
376
Организация уголка по развитию речи в группах ДОУ для детей с ТНР в соответствие с требованиями шкал ECERS-3.
Пучкова Злата Борисовна, старший воспитатель;
МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара
Николаева Марина Владимировна, воспитатель;
МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара
Аглиуллина Эльмира Махмутовна, воспитатель;
МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара
В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.
Центр «Речевичок» организован в соответствие с требованиями ФГОС и шкалами ECERS-3. Центр речи имеет свое название и табличку с обозначением. Находится в хорошо освещенном месте, всегда доступен для детей. Рядом с центром речи размещен наглядный материал в соответствие с лексической темой недели.
В группе имеется место для проведения индивидуальных занятий с детьми. Уголок индивидуальной работы. Он включает в себя стол, зеркало, график индивидуальной работы логопеда, тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем, где указаны ежедневные рекомендации по лексической теме и индивидуальной работе с детьми. Здесь ежедневно проводятся: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания и др..
В речевом центре «Речевичок» представлены разнообразные игры на развитие всех компонентов речевой системы:
- Фонетика: «Определи первый звук в слове», «В каком слове спрятался звук?», кубики с буквами, пазлы, чистоговорки.
- Лексика: «Подбери пару», «Кто как голос подает?», «Угадай игрушку», «Назови одним словом», «Кому что нужно», «Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Я начну, а ты закончи», «Дай действия словам», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Кто больше действий назовет. Картинки по лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Посуда», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Профессии», «Времена года», многие из них нарисованы самими детьми.
- Грамматика: «Один – много», «Кто что делает?», «Какой? Какая? Какое? Какие?».
- Связная речь: «Составь правильно предложение», различные сюжетные картины и серии картин, различные мнемосхемы.
Для развития органов артикуляционного аппарата: картинки для иллюстрации артикуляционных игр; комплексы упражнений для артикуляции в картинках.
Для закрепления правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи: картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, тренажеры для дыхательной гимнастики: «Цветочек», «Колечки», аэроболы, султанчики, мыльные пузыри, трубочки «гуделка».
Еще одной из составляющих центра является различное оборудование на развитие мелкой моторики рук, формирование способности соотносить слово с действием: подготовка руки к письму (раскраски, обведи рисунок по точкам, штриховка), пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; прищепки; бусины, мозаика, шнуровки, пазлы, бизиборды, сенсорные коробочки: «Накорми белочку», «Стройплощадка», «Веселые пушистики».
Овладение письменной речью - это процесс формирования связей между двумя образами слова: тем, которое мы слышим и произносим и тем, которое видим и записываем. Специально-организованная предметно-развивающая среда играет важную роль в своевременном формировании данных навыков и способствует предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Для этого необходимо использовать специальные дидактические пособия
разработанные с учетом взаимосвязи развития устной речи, психических и
сенсомоторных компонентов. В работе с детьми применяются специально изготовленные полифункциональные дидактические пособия: «Сложи букву из палочек», «Нарисуй букву в воздухе», «Рисование буквы на песке», «Геоборд».
Рядом с речевым центром расположен театральный центр. Он представлен различными видами театров: пальчиковый театр, теневой театр, театр «БИ БА БО», костюмами. Центр используется для обыгрывания постановок и сценок, что помогает развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
В центре детской литературы детям доступно большое количество книг (более 35 штук). Содержание книг соответствует возрасту и интересам детей. Книги по лексической теме недели располагаются на верхней полке. По каждой теме недели выбирается персонаж-хозяин, который побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задает вопросы. В уголке есть: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, портреты русских и зарубежных детских писателей.
Центры по развитию речи регулярно пополняется дидактическими играми и новыми пособиями.
Литература:
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
- Методические рекомендации. Методические рекомендации по проведению MKДO 0-7 в субъектах Российской Федерации.
- ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
- Хармс, Клиффорд, Крайер: ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Национальное образование, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-876905-1593371627.jpg)
Доклад на тему: Оснащение уголка по развитию речи в группах в соответствии с требованиями ООП ДО
Ирина Владимировна Панкова Доклад на тему: Оснащение уголка по развитию речи в группах в соответствии с требованиями ООП ДОКомментарии к презентации.1 слайд. Тема: Оснащение уголка по развитию ре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-813928-1537106825.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Дети кормят курицу и цыплят»
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста«Дети кормят курицу и цыплят»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066189-1538916387.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-345037-1482240430.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-345037-1482240430.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-1105135-1697816140.jpg)
Организация работы по развитию речи подготовительной группы
Организация работы по развитию речи подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577528-1422712137.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жизни на тему Путешествие в сказочный лес
Материал содержит беседу по знакомству с дикими животными леса и показ кукольного театра по сказке Колобок средствами кукольного тетра Би-ба-бо в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жи...