Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада на тему "Чтение стихотворений о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Владимировна Малышева

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Лучик»

Воспитатель: Малышева И.В. (1 квалификационная категория)

Тема: «Чтение стихотворений о зиме»

Цель: Продолжать знакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать к поэзии.

Задачи:

Речевое развитие:

-Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический вкус

-Упражнять в составлении предложений

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными

Социально-коммуникативное развитие:

-Совершенствовать навыки взаимодействия

Познавательное развитие:

-Систематизировать знания о зиме

-Развивать любознательность

-Прививать любовь к природе

Художественно-эстетическое развитие:

-Способствовать эмоциональной отзывчивости детей

Физическое развитие:

-Способствовать развитию слухового и зрительного внимания

-Формирование правильной осанки

Словарь: пелена, прелестный, чудесный, кобыла, вдохновляет, рукодельница

Материалы: иллюстрации зимней природы, игрушка-медведь, портреты поэтов, репродукции картин с изображение зимы и зимних забав

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Приветствие:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться-«Доброе утро»

«Доброе утро»- солнцу и птицам

«Доброе утро»- улыбчивым лицам

И каждый пусть будет добрым, доверчивым

Пусть «Доброе утро» длится до вечера

В-Загадка:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос

Д-это медведь

В-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мишка, но он почему-то грустный?

Как вы думаете почему?

Д-Мишка, а почему ты не спишь?

В-Мишка мне сказал, что он никогда не видел зиму, он хочет узнать о зиме побольше, поэтому не может залечь в спячку пока не узнает о ней.

Давайте поможем Мишке узнать о зиме, расскажем ему- какое время года зима.

Ребята, а может быть, кто-то из вас знает стихи о зиме:

  1. Посмотри какое чудо:

Снег ковром лежит повсюду

Соткала его сама

Рукодельница зима

  1. Зима- забавами полна

Нам не дает скучать она

Зима-пора снеговиков

Веселых санок и коньков

  1. Ах, зима, зима, зима,

Русская красавица.

Всех ты нас свела с ума

Зимушка нам нравится

  1. Основная часть

В- Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение»

-Летом дни жаркие, а зимой…..(холодные)

-Летом день длинный, а зимой….(короткий)

-Осенью бывает листопад, а зимой …..(снегопад)

-Летом шубка у зайца серая, а зимой…..(белая)

-Весной птицы прилетают с юга, а осенью…..(улетают)

-Поздней осенью нам грустно, а зимой….(весело)

Молодцы ребята.

А теперь давайте вспомним, какие времена года мы знаем

Д-Осень, весна, зима, лето

В- Какое сейчас время года?

Д-Зима

В-Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?

Д-декабрь, январь, февраль

В- Какой второй месяц зимы? За каким месяцем он следует?

Д- Январь, следует за декабрем

В-Скажите, а какие изменения произошли в природе с наступлением зимы, почему вы решили, что наступила зима?

Д-Стало холодно, Идёт снег, Люди тепло одеты, Птицы улетели на юг, Дует холодный ветер, Солнце светит, но не греет

В-Все верно, дни стали короче, темнеет рано, облака приносят не дождь, как осенью, а снег. Пушистый, белый снег покрывает всю землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов, на дороги. Начинаются морозы. Замерзают водоемы, реки, озера, пруды.

Ребята, я предлагаю вам игру «Какой, какая, какое?»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных к существительным

В-давайте поиграем и расскажем Мишке о зиме.

Описание игры:

Дети сидят на стульях, воспитатель передает снежинку и называет предмет, дети подбирают прилагательное к предмету, явлению

-Зима какая?

Д-Холодная, суровая, красивая, снежная, белая, вьюжная, веселая, пушистая, серебристая, снежная.

В-День какой?

Д-Короткий, солнечный, ветренный, морозный, снежный.

В-Снег какой?

Д-белый, холодный, мягкий, пушистый, хрустящий

В-Ночь зимой какая?

Д-Длинная, лунная, звездная, холодная, морозная

В-Снежинка какая?

Д-Красивая, холодная, блестящая, серебристая

В - Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали. Молодцы.

Зима своим очарованием вдохновляет композиторов, художников, поэтов. Посмотрите, какие прекрасные произведения они создают. (Показ репродукции картин с изображением зимы). Очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой этого чудесного и волшебного времени года. Послушайте, какие строки написал поэт Иван Захарович Суриков (показ портрета поэта) в стихотворении «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложиться

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Тихо, беспробудно

В – Вам понравилось стихотворение?

Д – Да!

В - О чем оно?

Д – О зиме!

В- Давайте скажем еще раз как называется стихотворение?

Д- «Зима»

В-С чем сравнивает автор снег, чем принакрылся лес?

Д-Сравнивает с шапкой

В-Здесь мы слышим новое слово- пелена, как вы думаете, что это слово означает?

Д-Одеяло

В-Молодцы ребята!

А теперь послушайте, стихотворение А.С .Пушкина (показ портрета)

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В-Понравилось вам стихотворение?

Д-Да!

В-Какие строки запомнились вам?

Д-Мороз и солнце, день чудесный

В- Предлагаю вам физкультминутку:

На дворе мороз и ветер (ходьба на месте)

Во дворе гуляют дети

Руки согревают (дышат на ладони)

Пальцы потирают (разминают пальцы)

Чтоб не зябли ножки попрыгаем немножко

(Выполняем 2 раза)

В-Молодцы!

А теперь послушаем стихотворение А.А.Фета (показ портрета поэта)

«Мама, глянь-ка, из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

В-Какое прекрасное стихотворение! Мишка очень рад, что узнал столько нового о зиме, и ему пора в лес, домой, теперь он может спокойно ложиться спать. (Мишка уходит)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

В- Ребята, мы сегодня познакомились со стихотворениями известных русских поэтов, посвященных наступлению зимы, вспомните названия стихов, фамилии поэтов

Д-Пушкин- «Зимнее утро»

Суриков- «Зима»

Фет- «Мама ,глянь-ка, из окошка»

В-Понравилось вам занятие?

Д-Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада Тема: ОсеньЦель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях...

Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе детского сада "КВН Путешествие по сказкам"

Нод по развитию речи . Дети играют в КВН по теме сказок, отгадывают загадки, называют главного героя сказки, составляют из пазлов сказку, отвечают на вопросы по содержанию сказок....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Экскурсия на кухню детского сада" для детей средней группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Экскурсия на кухню детского сада" для детей средней группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Птицы зимой»

Конспект НОД образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка - зима»

Цель: Формировать словарный запас по теме «Зима»Задачи: закрепление изученного материала по теме «Зима»; формировать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу при...