Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Волощенко Ольга Аркадьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»

Цель: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких птиц.

Задачи:

Познавательное развитие:

Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu_ptitsy.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»

Цель: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких птиц.

Задачи:

Познавательное развитие:

Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Речевое развитие:

Развивать речь, как средство общения.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.

Оборудование: картинки с изображениями диких птиц,  аудиозапись с голосами птиц.

Ход занятия.

Беседа на тему «Перелетные плицы»

- Мы уже знаем все признаки осени. Сегодня я хочу более подробно поговорить о том, что осенью птицы улетают в теплые края. Вы знаете, как называются такие птицы? (ответ, показать картинки перелетных птиц) А все птицы улетают, или какие-то остаются? (ответ) А как такие птицы называются? (ответ, показать картинки зимующих птиц) Как вы думаете, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? (ответ)- Чтобы понять почему перелетные птицы улетают в теплые края, давайте вспомним, что служит им кормом. Все эти птицы питаются насекомыми и рыбой: грачей часто можно увидеть на полях, где они добывают червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками, журавли и утки питаются рыбой. Но осенью насекомые исчезают, а вода на озерах и прудах замерзает. Перелетные птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

- А почему же зимующие птицы не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Ребята, посмотрите ,нам кто-то оставил  письмо. Давайте откроем его. (Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

- Вы любите отгадывать загадки?

Чик – чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой!  (Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.(Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

 Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна своим пением … (Ворона)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.) :

 «Услышишь название птицы, хлопни в ладоши».

- Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

аисты, вороны,

галки, макароны.

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

аисты, ватрушки.

Закончи предложение:

У птиц есть крылья, а у животных нет …. (крыльев).

У птиц есть гнезда, а у животных нет …. (гнезд).

У птиц есть клювы, а у животных нет …. (клювов).

У животных есть зубы, а у птиц нет …. (зубов).

У птиц есть перья, а у животных нет …. (перьев).

У птиц разное оперение. Перья разные по окрасу, по форме и по размеру.  

--Ребята, как вы думаете, для чего перья нужны птице?

--У птиц разное оперение — есть мАховые  и рулевые перья (показ картинки крыла и хвоста разных птиц)— они помогают лететь и располагаются на крыльях и хвосте).

Есть пуховые—они служат для сохранения температуры тела.

Воспитатель: Ребята кто из вас знает, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания (перья смазываются жиром, который находится в сальнике в хвостовой части)

 Пальчиковая гимнастика «Гуси»

Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)

Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)

Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)

А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)

Птичьи голоса

У птиц разные голоса. Послушайте и попробуйте отгадать, какая это птица (звучат голоса птиц: кукушка, сова, воробей, гусь, соловей, ворона, сорока)?. Чьи  голоса мы прослушали?

Образование прилагательных

 Голос соловья какой – соловьиный

Воробья – воробьиный

Вороны – вороний

Сороки – сорочий

Гуся – гусиный

Совы – совиный

 Попробовать воспроизвести птичьи звуки.

Физкультминутка:

Утром птичка встала рано (потянуться),

Приготовилась к зарядке (встать ровно, руки на пояс).

Повернулась влево, вправо (повороты вправо-влево),

Крылышками помахала ( имитируем взмахи крыльев- руки на поясе).

Клювиком почистила свой пух (наклонить голову к правому, левому плечу)

И скорей в кормушку плюх ( присели)

Сравнительная характеристика птиц.

--Все птицы очень разные. Есть птицы зимующие, а есть перелетные.  Птицы отличаются друг от друга размером, цветом перьев, длинной и строением ног и клюва – внешним видом, своими предпочтениями в питании: кто-то ест насекомых, кто-то ягоды и семена, кто-то является хищником. У них разная среда обитания - есть птицы, которые живут в лесу, а есть те, что живут в городе, есть водоплавающие и  т.д

--Как называется домик диких птиц (гнездо, дупло)

--Как называются дети птиц (птенцы)

--Какое строение имеют ноги водоплавающих птиц (они имеют перепонки)

На стенде две картинки с изображение гуся и цапли.

Ноги у птиц разные по длине, в зависимости от места обитания.

У цапли длинные ноги. Почему (цапля живет в болоте)

Какие ноги у гуся (короткие с перепонками)

Почему (удобно плавать в пруду)

Проблемный вопрос:

Смогла бы цапля жить с ногами как у гуся в болоте (нет)

Составление описательных рассказов о птицах по схеме.

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Снегирь – зимующая птица. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель  предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания  птиц, опираясь на картинно-графический план.

-- Молодцы, ребята, вы много знаете о птицах. И самое главное - мы должны заботиться о наших пернатых друзьях, беречь их, помогать в трудное для них время. Ведь мы все нужны друг другу .

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы».

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелетные птицы"

Познакомить  детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Птицы"....

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Перелетные птицы»

Конспект НОД ребенок открывает мир природы в старшей группе по теме "Птицы леса"Описание: работа будет полезна для воспитателей детских садов. Занятие можно проводить в рамках тематичес...