Технологическая карта по речевому развитию «В гости к русской игрушке матрешке» (средний дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи

Технологическая карта по речевому развитию

«В гости к русской игрушке матрешке»

(средний дошкольный возраст)

 

 

 

 

Цель: расширять представление детей о русской народной игрушке Матрешке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

«В гости к русской игрушке матрешке»

(средний дошкольный возраст)

Цель: расширять представление детей о русской народной игрушке Матрешке.

Задачи

Обучающие: 

  •  продолжать знакомить с устным народным творчеством.
  •  учить, рассматривая предметы, рассказывать о них называя цвет, форму, материал.
  • учить отвечать на вопросы полным ответом, пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов.

Развивающие: 

  • создавать условия для развития мелкой моторики рук;
  • развивать у детей память, мышление, внимание

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к русской народной игрушке;
  • воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой;
  • развивать способности эмоциональной отзывчивости, радости, доброты через знакомство с народным творчеством.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности: развивающие игры В. В. Воскобовича, решение проблемной ситуации.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: персонажи гномы из Фиолетового леса, деревянные Матрешки, силуэты матрешки из картона-по количеству детей; развивающее пособие В.В. Воскобовича «Чудо-цветик», «Фиолетовый лес»; сундучок; письмо; загадка.

Ход ОД

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Организационный момент

Создание благоприятного психологического климата

Звук колокольчика (сбор детей)

Приветствует детей, предлагает подарить друг другу улыбки.

Ты мой друг, и я- твой друг,

Как прекрасен мир во круг!

Мы друг другу улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся!

Приветствуют педагога и друг друга улыбками.

Повторяют за педагогом слова стихотворения.

Вводная часть

Постановка проблемы

Обращает внимание на пригласительное письмо.

Дети сегодня, рано утром,  когда я только пришла в детский сад, под дверью лежало письмо. Хотите узнать, что  в нем написано?

(открывает письмо и зачитывает)

Дети, в письме написано, что нас в гости в Фиолетовый лес приглашают гномы, так как они хотят познакомить нас с их подружками.

Отправимся к ним в гости?

Замечательно! Подходите к нашему Фиолетовому лесу.

Дети, посмотрите, а гномы почему-то одни, где же их подружки?

Постойте, а вот какой-то сундучок, может в нем подсказка?

Сейчас посмотрим. Вот что я нашла здесь

(достает из сундучка листок с загадкой и показывает детям)

Дети, чтобы узнать   с кем хотят нас познакомить гномы, нам нужно отгадать загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдешь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех-малютка, крошка.

Все вместе- сувенир…

Ответ детей: да

Ответ детей: да

(подходят к Фиолетовому лесу)

Отгадывают загадку «Матрешка»

II. Основная часть

Практическая работа

Сейчас мы посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку

(заглядывает в сундук и достает деревянную матрешку)

Правильно, это матрешка! Матрёшка – это русская- народная игрушка, которая является символом России.

Дети, проходите садитесь на стулья, я вам расскажу историю о матрешке.

Дети, Проходите за столы и я Вам сейчас  расскажу историю о Матрешке.

Давным–давно, когда не было таких игрушек как у вас, люди делали игрушки из дерева, своими руками, и одна из таких игрушек, была Матрешка. Дети очень любили, берегли и аккуратно играли с Матрешкой, ведь это была не просто игрушка, а игрушка с сюрпризом, в каждой кукле пряталась кукла поменьше. Ее укладывали спать, кормили, водили с ней хороводы! Но прошло время и Матрешек стали изготавливать на фабриках игрушек. Выпиливали на станках, а художники расписывали яркими разноцветными красками. На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы.

Садятся на стулья.

Слушают рассказ.

Давайте посмотрим, какая матрешка красивая.

Скажите, что на ней надето?

Верно. А сарафан чем украшен?

Правильно. Дети, Матрёшка – игрушка необычная.

(Воспитатель берёт в руку матрёшку и слегка трясёт её, побуждая детей прислушаться.)

Слышите? Что же у нее внутри? Давайте скажем волшебные слова:

 Матрёшка, Матрёшка, откройся немножко!

 (Обращает внимание детей, что внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той ещё меньше. Раскрывает матрёшку, достаёт и ставит на стол).

Предполагаемые ответы: Платок на голове, сарафан.

Ответы: Цветами, узорами

Прислушиваются к звуку.

Повторяют слова.

Давайте скажем все вместе – большая, поменьше, самая маленькая матрёшка.

Как вы думаете, из чего Матрёшка сделана?

Значит она какая?

А ещё глядя на эту игрушку, что можно сказать, она какая?

Вот каких замечательных матрёшек изготовили нам мастера.

Все верно, молодцы! Давайте мы теперь чуть отдохнем.

Повторяют.

Ответы детей: из дерева.

Ответы детей: деревянная

Ответы детей: яркая, красивая, весёлая, интересная, румяная, расписная.

Физкультурная минутка «Нарядные матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Повторяют движения

Проблемная ситуация

Вот мы с вами поиграли, повеселились, а гномы шепнули мне, что мы совсем забыли ещё про одних подружек- матрешек

(показ силуэтов матрешек)

Им очень грустно, как вы думаете, почему?

Художники забыли их украсить. Что же нам нужно сделать, чтобы помочь матрёшкам?

Правильно. Поможем матрёшкам, украсим сарафаны?

Дети, тогда проходите  к столам.

Ответы детей: потому что у них нет нарядного сарафана.

Ответы детей: нужно их украсить.

Ответы детей: да.

Проходят за столы.

Дидактическая игра «Укрась Матрешке сарафан»

Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Перед вами на столе лежат силуэты матрешек и чудо-цветик, предлагаю вам при помощи них выложить на сарафанах узоры.

Под народную музыку берут чудо-цветик и украшают сарафан у матрёшек.

III. Заключительная часть

Выводы

Дети, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили (о матрешке-символе России)

Дети, у вас получились очень красивые, яркие матрёшки. Как у настоящих мастеров. Наши матрешки стали веселее!

Отвечают на вопрос.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...

Технологическая карта Направление: речевое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора. Тема: Мы с игрушками играем.

Целевые ориентиры: стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знает названия окружающих предметов и игрушек, понимает речь взрослых, может обращат...

Проект по речевому развитию "В гостях у сказки" для детей младшего дошкольного возраста

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...