Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа)

Шилина Алла Андреевна

Игра - главный источник развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного               возраста с ОНР

Известно, что уровень речи детей в последние годы значительно снизился. Родители из-за стремительного ритма жизни и занятости на работе, стали меньше общаться со своими детьми. Да и дети стали меньше говорить, так как могут самостоятельно пользоваться телефонами, играть в компьютерные игры. Дома редко делают что-то своими руками. Для детей сейчас все упрощено: шнурки заменили на липучки, пуговицы на кнопки и т.д. В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с ОНР. А речь является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития  ребенка в целом. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Активнее осуществляется его психическое развитие.

Условиями успешного развития речи дошкольников является:

  • потребность общения, ситуации ставящие ребенка перед необходимостью речевых высказываний
  • речевая среда, дающая ребенку образцы речи: речь родителей, друзей, художественная литература  
  • запас знаний, которыми обладает ребенок на определенном этапе своего развития
  • развитие мелкой моторики, которая влияет на речь, мышление, память и воображение
  • игры направленные на развитие всех сторон речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь )

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В связи с этим большое значение имеет игра. Любая игра – творческая, дидактическая, подвижная,  представляет собой средство познания ребенком окружающего мира. Но самое главное, что любая игра сопровождается речью и доставляет детям радость.

Между речью и игрой существует двухсторонняя связь: с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием речи ребенка. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевать барьер стеснения из-за неправильной речи.

Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Для таких детей очень важно обеспечение позитивной эмоционально- оценочной среды. Поэтому эти дети нуждаются в одобрении и поддержке: « Ты можешь», « У тебя получится», « Ты молодец» и д.р. подобные фразы, произнесенные в процессе игры или после завершения какого - либо действия,  лучший стимул для ребенка. Для этого необходимо использовать такие виды игр, в которых слово имеет логически смысловую нагрузку, предполагает раскрытие сюжета, пробуждает чувства и творческий потенциал.

Артикуляционная гимнастика – комплекс  специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата для формирования правильного звукопроизношения. Ребенка отказывающегося от артикуляционной гимнастики нужно заинтересовать: « Давай будем играть с язычком».

Пальчиковые игры  представляющие собой инсценировку стихов, потешек, сказок рассказанных при  помощи пальцев (пальчиковый театр). Благодаря играм с пальчиками развивается мелкая моторика, что стимулирует речевые центры.

Важную роль по формированию связной речи у детей с ОНР играют дидактические игры, которые позволяют приобщить ребенка к окружающей жизни в доступной ему форме.

Дидактические игры уникальны тем, что являются мощным средством для развития речи детей. Основная особенность определена их названием: это игры обучающие.

Настольно – печатные игры помогают усвоить и закрепить знания практических действий не с предметами, а с изображением на картинках. Это лото, домино, парные картинки.

Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слова с движением.

Игры – драматизации, разные виды театральных игр способствующих развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно – речевой деятельности.

Подвижные игры,  зазывалки, «выручалки» формируют четкость и ритмичность произношения, вносят элемент занимательности в речевой материал, вызывают эмоциональный отклик.

Сюжетно – ролевые игры – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Этим играм присущи основные черты: эмоциональность, увлеченность,  самостоятельность, активность, творчество. Источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Сюжетно – ролевая игра, как правило,  носит коллективный характер. В игровом процессе дошкольники познают не только окружающий мир, но и самого себя. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение, совершенствует и закрепляет речевые навыки и знания.

Игра, неисчерпаемый источник бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. А правильно подобранные игры создают условия для развития речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

     Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчинено определенны...

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает...