Конспект ОД в старшей группе детского сада по речевому развитию "В мире животных"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Власова Марина Борисовна

Цель: Формировать представления детей о животном мире разных континентов через игру-путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе «Подсолнушки»

Тема: «В мире животных»

                                                                                              Подготовила: воспитатель Власова Марина Борисовна

Санкт-Петербург

Конспект ОД в старшей группе детского сада №23

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формировать представления детей о животном мире разных континентов через игру-путешествие.

 Задачи:

 Образовательные:         

Расширять и систематизировать представления детей о животных Севера, Африки, Евразии,  об умении животных приспосабливаться к среде обитания.

Активизация словаря детей: существительные,  прилагательные, глаголы (Название животного,  характерные признаки, внешний вид действия, повадки)

Развивающие: Развивать умения детей составлять описательный рассказ о животном с опорой на мнемосхему.                                  Способствовать развитию крупной и мелкой моторики, координации движений детей.                                                                                 Развивать внимание, творческие способности, коммуникативные навыки.                                                                                                             Упражнять в правильном произношении звуков в словах, составлении предложения.

Воспитательные: Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим


Предварительная работа: домашний просмотр передачи «В мире животных», рассматривание иллюстраций, фотографий животных,  Д/и «Зоологическое лото», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Кто как устроен», чтение и обсуждение информации из энциклопедии, с-р игра «Зоопарк», чтение художественных произведений о животных.

Действующие лица: Воспитатель, дети старшей группы, воспитатель в роли оператора.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска, мнемосхемы, заготовки макетов, фигурки животных, бросовый и природный материал (песок, соль, мох, пенопласт, камни, ветки)

Этапы ОД и их характеристика

Методы и формы, приемы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Время

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный

  • Эмоционально-психологический настрой, формирование начального интереса и познавательной мотивации.
  • Постановка проблемной ситуации
  • Постановка задачи

Этап 2. Практический

  • Выбор инструмента и способов его использования.
  • Уточнение правил безопасности
  • Получение новой информации, по заданной теме, применение на практике      
  • Воспроизведение  

движений под музыку  

  • Уточнение последовательности работы.

Применение на практике.  

Словесные методы:

Вопросы, объяснение, рассказ воспитателя

Практические методы:

Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания)

Беседа,  вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности), пояснение.

Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания

Воспитатель:  Ребята, встаньте в круг. К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.  

Что за чудо-чудеса.  Раз рука и два рука!           Вот ладошка правая, вот ладошка левая.                 И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку.              Добрые руки погладят собаку,                       Умные руки умеют лепить                             Чуткие руки умеют дружить!

(Стук в дверь, появляется ребенок в роли оператора)

- Здравствуйте. Ребята, я доставил вам видео-письмо. В нем содержится просьба к вам от замечательного человека – ведущего передачу «В мире животных» Николая Дроздова. Вы все смотрели его передачи, где он очень интересно рассказывает о жизни разных животных, смотрели познавательные фильмы о животных. Давайте прослушаем письмо.                        (демонстрация видео-обращения) Н.Дроздов: (музыка) «Дорогие ребята. В эфир должна выйти передача о животных разных континентов с моим участием. Но меня срочно вызвали на конференцию в Америку и я не смогу вести передачу. Телезрители ждут очередной выпуск «В мире животных». Все готово к съемке. Я прошу вас заменить меня в роли ведущего и, надеюсь, вы мне поможете. Всего доброго».

Оператор: -Я знаю, что вы добрые, отзывчивые  дети. Вы поможете нам снять передачу?                     - Тогда отправляемся в путь. Пора снимать первый репортаж о животных. Куда летит самолет, в какой стране мы окажемся, нам расскажет электронный помощник – спутниковый навигатор                                Воспитатель: Вот мы и прилетели.                Материк лежит большой                                     Самый жаркий и сухой                                                 Там и лето круглый год                                                Кто его мне назовет. (Африка)

Навигатор рассказывает о климате и природе Африки: Африка. (Заставка на экране)

Вокруг – то жёлтые пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья сочные и толстые. Здесь всегда сумрачно и влажно. Разнообразна природа Африки. В вечнозелёных лесах водятся гориллы и шимпанзе, а в водах реки Нил – крупные крокодилы. В тропических степях – саваннах – обитают травоядные животные и хищники.

(на экране изображение загадочного животного, части туловища которого от разных животных)

Оператор: - Это что за непонятное животное, мы о нем репортаж будем снимать?

Воспитатель: Это игра так и называется «загадочное животное». Нам надо угадать и назвать какие животные замаскировались. Всех животных назвали, молодцы. Но мы обещали сделать репортаж о животных.

Оператор: Я знаю, что Ефим и Дарина летом были в сафари-парке. Они и ведут репортаж.

 -Начинаем съемку. Мотор:

(На экране изображение слона)

Ефим: африканские слоны самые крупные животные. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный, упругий. Слоны его используют, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Поливают себя водой. Если его приручить, он будет хорошим помощником. Слон – умное животное. Слоны живут долго – около 60 лет, держатся группами. Слонята растут медленно. Маленький слонёнок не может сам защититься от хищников, поэтому взрослые внимательно следят за малышом.

 (картинка носорога)

Дарина: - У всех носорогов кожа толстая и без волос. Крупное животное большую часть времени проводит на суше. Окрас белый или чёрный. Они любят валяться в грязи. У них плохое зрение, но очень хороший нюх, отыскивают пищу по запаху. У носорога есть рога или рог. Они травоядные, кормятся травой и листвой, корнями в ночное время суток.

Оператор: Снято. Всем спасибо. Работа была напряженной, все устали, давайте немного отдохнем.

(Музыкальная игра «А у жирафа пятна….»)

Нам пора отправляться на следующий континент. Полетели.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы угадать где мы с вами оказались надо отгадать загадку:

Там очень – очень холодно,

Там всегда зима.

Там лежат холодные

Вечные снега.

Там медведи белые

Бродят круглый год.

Морж усатый медленно

В полынье плывет.

Отгадайте-ка ребятки,

О чем эта загадка?           (о Севере) 

(Заставка на экране)

Навигатор: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Нам с вами надо создать ветер и холод. Дыхательная гимнастика «Северный ветер»

Надо подготовить язычок к рассказу Артикуляционная гимнастика:

«Горка». Открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

«Сосулька». Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

«Ураганный ветер». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Метель». Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

На Севере обитает много животных. Мы сейчас узнаем, каких животных Севера вы знаете. Я предлагаю вам назвать животных на экране и создать их портрет из геометрических фигур.

Воспитатель: Всех животных назвали, молодцы. Но продолжаем репортаж.

Оператор: Стефания и Семен видели в зоопарке удивительных северных обитателей. Они нам и расскажут о них.

 -Начинаем съемку. Мотор:

(На экране изображение пингвина, нарвала)

Оператор: Снято. Всем спасибо.

Нам пора отправляться на следующий континент. Полетели.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы угадать где мы с вами оказались надо отгадать загадку:

Больше всех материков

И, конечно, краше,

Тот, где мы с тобой живем,

Где Россия наша.   (Евразия)

Навигатор: - Евразию разделяют на 4 части: юг, север, запад, восток. Здесь есть леса, моря, горы, пески и т. д. И раскрашен материк разными цветами: леса - зеленые, реки - синие, пески - желтые, горы - коричневые. Климатические условия здесь разные, и животные отличаются.  - Мы с вами живем в средней части Евразии, где много хвойных и лиственных лесов, в которых обитают разнообразные животные.

Воспитатель: Вы быстро отгадаете животных нашей местности                                                                  

Д/и «Угадай чья тень»

Д\У «Хорошо – плохо» (развитие логического мышления)                                                     Воспитатель: Хищник -это хорошо или плохо? Маленькой мышью хорошо быть или плохо?

Воспитатель: Всех животных назвали, молодцы. Но нам надо закончить репортаж о животных.

Оператор: Ваня и Соня недавно были в зоопарке. Я думаю, они нам много интересного расскажут.   -Начинаем съемку. Мотор:

(На экране изображение рыси, ежа)

Оператор: Снято. Всем спасибо. Ребята, я слышал, что рысь может видеть в темноте. Это правда? Мне для работы оператором необходимо хорошее зрение. Вы знаете, как сохранить хорошее зрение?

Я выполняю все правила, а вот гимнастику для глаз не умею делать. Вы меня научите?

(проводится гимнастика для глаз)

Оператор: Ребята, спасибо вам. Вы спасли эфир передачи. И с вами было очень интересно путешествовать. А сейчас мне надо спешить в телецентр, монтировать наши репортажи. Скоро передача «В мире животных» с участием детей группы «Подсолнушки» будет транслироваться по одному из каналов ТВ. До свидания.

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что передача о нашем путешествии понравится зрителям. А нам надо немного поиграть и закрепить свои знания о животных. На экране из 4-х животных надо выбрать лишнее, и не только назвать, а изобразить это животное. Динамическая пауза.

(Интерактивная игра «Четвертый лишний» под музыку)

Воспитатель: А вы хотите, что бы у нас в группе был маленький кусочек Африки, или Севера, или дремучего леса?

Тогда я предлагаю вам создать макеты природных зон Африки, Севера и Евразии. Для этого вам надо разделиться на 3 команды.

На столах заготовки макетов.

Воспитатель: Каждой команде надо создать свой макет. Для этого вам предложены различные материалы для создания почвы, растительности данной климатической зоны. И фигурки животных, которых надо разместить в соответствующий макет.

Подведение итога

Воспитатель: Как здорово! У нас в группе теперь есть разные природные зоны. Давайте вспомним, где мы сегодня путешествовали, что делали, какие были трудности?

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше приключение? А что больше всего запомнилось?

Дети проходят в группу, встают в круг.

Дети сопровождают приветствие движениями

Ответы детей

Дети под музыку выполняют движения «Полет»

Дети отгадывают и называют животных (на экране их изображение)

1-2 ребенка рассказывают о животных по мнемосхеме

Дети выполняют упражнения под музыку.

Дети под музыку выполняют движения «Полет»

Дети с разной силой выпускают струю воздуха на снежинки

Дети выполняют задание.

1 -2  ребенка рассказывают о животных с опорой на мнемосхему

Дети под музыку выполняют движения «Полет»

Дети называют заданных животных

Например: -Это волк, дикое животное, хищник.

Ответы детей

Например: хищник – плохо,т.к. страдают другие животные, все его боятся; хорошо – хищник никого не боится, сильный, санитар леса

1 -2  ребенка рассказывают о животных с опорой на мнемосхему

Ответы детей (Да)

Ответы детей (Правильно питаться, не смотреть близко телевизор, не читать при плохом освещении, делать гимнастику и др.)

Дети под музыку изображают повадки, движения заданного животного.

ответы детей

Дети распределяются на команды по цвету. Например: Север (цвет синий или голубой) – у кого из детей в одежде преобладают эти цвета остается в команде Север. И так же: Африка (цвет желтый, оранжевый), Евразия (зеленый, коричневый)

Дети изготавливают макеты из бросового, природного материала, размещают фигуры животных.

Ответы детей

1 мин.

2 мин.

17  мин.

Этап 3. Рефлексивный

  • Анализ и обобщение полученных результатов

Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности)

Воспитатель:

Вы знаете, когда людям нравится или не нравится какая-то передача или фильм, то они оставляют свои отзывы. Предлагаю и нам оставить отзыв о нашем путешествии, о своих впечатлениях для Николая Дроздова. Мы отправим ему конверт с картинами, которые мы нарисуем позже. Но чтобы письмо отправить по почте, надо наклеить на конверт марки. Если получатель получит письмо с яркими, цветными марками, то сразу поймет, что мы чудесно провели путешествие и сделали репортаж, захочет посмотреть ваши картины. А если на конверте будут не цветные марки, значит нам что-то не удалось или не понравилось. Выбирайте и наклеивайте марки.

Ответы детей.

Дети размещают марки на конверте

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»

Цели:воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;способствовать проявлению своей индивидуальности;фор...

Конспект занятия по по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада на тему: «В мире доброты»

Главная цель занятия: воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям. Углублять представление о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (...

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЗНАТОКИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

                      КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект НОД в старшей группе детского сада с использованием мини-робота «Пчелки» на тему: « Домашние животные».

Знакомство с понятием «Домашние животные» с использованием «Пчелки»Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Возраст воспитанников: 4...