Методическая разработка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусева Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:


БДОУ «Центр развития ребёнка-Нюксенский детский сад»

Конспект открытого занятия в рамках коллективных просмотров

 по развитию речи в старшей группе №16

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота».

Воспитатель: Гусева Ольга Алексеевна

2019 год

Программное содержание:

- Формировать умений у детей составлять целостный рассказ по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями.

- Развивать умение строить последовательно своё высказывание.

- Воспитывать у детей любознательность к окружающей среде.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов и стихотворений. Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах, наблюдение на улице, разучивание стихотворения-приветствия. 

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота»; игрушка — котенок, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться:

Дети: «Доброе утро!»

 (За дверью слышится мяуканье)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: Кошка, котёнок, кот.

Воспитатель: Отворилась тихо дверь,                                                                                                            И вошел усатый зверь.                                                                                                                          Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …

Дети: Кот. 

Воспитатель: Верно, кот, скорей откроем дверь и впустим гостя.

Вносится игрушка кошка.                                                                                                                                          

Объявление темы.

Воспитатель: Здравствуй кот, как тебя зовут?

Кот: ЗдравствуйтеКот Вася хочет показать нам картинки и рассказать историю о том, как он однажды охотился, но все картинки перепутались.  Что же делать?

Дети: Мы поможем.

Воспитатель: Как мы сможем ему помочь?

Дети: По картинкам поможем вспомнить всю историю.        

Выставляется серия сюжетных картин «Неудачная охота».

Дыхательная гимнастика «Кошка засыпает»

Сидя на стуле, положить ладони под щёку – вдох; на выдохе произносить «Мр-р-р!» Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: Вспомните, дети, из каких частей состоит рассказ?

Дети: Из начала, середины и конца.

Воспитатель: Правильно, молодцы. У нас три картинки, нам нужно их расставить по порядку, чтобы получился рассказ. Как вы думаете, что было сначала, а что потом?

Один ребёнок расставляет картинки по порядку. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли это. Дети соглашаются с выбором.

Воспитатель: Что вы видите на первой картинке?

Дети: Кота, дерево, птиц.

Воспитатель: Какое время года изображено на картинке?

Дети: Осень.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Листья на деревьях жёлтые.

Воспитатель: Какое время суток изображено на нашей картинке?

Дети: День.

Воспитатель: Почему вы решили, что день?

Дети: Светит солнце.

Воспитатель: Если время года - осень и днём светит солнце, значит это какой день.

Дети: Осенний солнечный день.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: Какую кличку можно дать коту?загадка это раньше

Дети: Васька, ….

Воспитатель: Где стоит кот Васька?

Дети: Под деревом, около дерева.

Воспитатель: Ребята, кто привлёк внимание кота Васьки?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Что это за птицы?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Чем они привлекли внимание кота?

Дети: Воробьи чирикали.

Воспитатель: Воробьи чирикали громко или тихо?

Дети: Громко.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Они даже не заметили кота.

Воспитатель: Почему ещё воробьи не заметили кота? 

Дети: Кот подкрался к дереву.

Воспитатель: Кот подкрался шумно или бесшумно?

Дети: Бесшумно. 

Воспитатель: Где сидят воробьи?

Дети: На ветке.

Воспитатель: Ветка расположена низко или высоко от земли?

Дети: Высоко.

Воспитатель: Дети, попробуйте составить рассказ по первой картинке. С каких слов мы начинаем рассказ?

Дети: Как-то раз, однажды, в один.

Один ребёнок пожеланию начинает рассказ. Если затрудняется, то начинает воспитатель.

Воспитатель: Сейчас нам нужно выбрать вторую картинку.

Дети выбирают картинку.

Воспитатель: Как поступил кот Васька дальше.

Дети: Он полез на дерево.

Воспитатель: По какой части дерева полез кот?

Дети: По стволу.

Воспитатель: Почему воробьи не замечают кота?

Дети: Потому что воробьи продолжают громко чирикать.

Воспитатель: Как он ползёт на дерево?

Дети: Бесшумно, тихо.

Воспитатель: За что от ухватился кот?

Дети: За ветку.

Воспитатель: Ветки у дерева тонкие или толстые?

Дети: Тонкие.

Воспитатель: Теперь составим рассказ по второй картинке, середине нашего рассказа.

Пожеланию ребёнок составляет рассказ.

Воспитатель: Сейчас посмотрим внимательно и узнаем, что произошло на последней картинке. Почему охота не удалась?

Дети: Кот упал.

Воспитатель: Почему он упал?

Дети: Ветка сломалась, обломилась, треснула.

Воспитатель: Что случилось с котом Васькой?

Дети: Кот упал, свалился, плюхнулся, ударился.

Воспитатель: Что сделали воробьи?

Дети: Воробьи испугались, улетели, вспорхнули.

Воспитатель: Составьте, пожалуйста, рассказ по последней картинке.

Пожеланию ребёнок составляет рассказ.

Воспитатель: Придумайте, пожалуйста, как можно закончить рассказ?

Если дети затрудняются, то воспитатель, предлагает свой вариант.

Воспитатель: Если Васькина охота закончилась неудачей, как можно назвать рассказ?

Дети: Неудачная охота.

Физкультминутка »Кот Васька»
Кот Васька жил у нас. (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх — вдох)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево-вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки. (хлопки спереди-сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)

Воспитатель: Сейчас мы попробуем составить рассказ по всем картинкам от начала до конца, но сначала сделаем гимнастику для глаз.

Включается слайд с электронной гимнастикой для глаз по стрелкам (3 раза).

Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью педагога, по картинкам. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа один ребёнок составляет рассказ. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

Однажды осенним днём кот Васька вышел на прогулку. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи громко чирикали. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали громко чирикать. Васька был уже совсем близко к птицам. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, что мы делали сегодня на занятии? 

Дети: Помогали Ваське вспомнить рассказ.

Воспитатель: Васька, мы помогли тебе вспомнить твою историю?

Кот Васька: Да, спасибо. Именно так всё и было.

Воспитатель: Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Дети: Коты тихо и бесшумно подкрадываются к птицам, заползают на деревья.

Воспитатель: Всегда ли охота бывает удачной?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кот Васька, мы приглашаем тебя поиграть с нами в группе.

Кот Васька: Я с удовольствием останусь с вами поиграть. Спасибо, вам за помощь.

Воспитатель: Дети, попрощайтесь с гостями.

Дети: До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 3

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 4

Выполни гимнастику для глаз по схеме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...