Технологическая карта занятия в средней группе по развитию речи Тема "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лазарева Наталья Николаевна

Занятие  поможет уточнить и  расширить словарь по теме Зима. Познакомит  с цикличностью явлений в природе. Поможет совершенствовать сукцессивные процессы, путем уточнения последовательности времен года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_tema_zima.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  занятия по развитию речи в средней группе. Лексическая тема: ЗИМА.

Тема занятия:

Тип занятия: подгрупповое

Лексическая: ЗИМА

Грамматическая: согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа.

Фонетическая: Знакомство с гласными: звук «О», развитие фонематического анализа.

Подготовка к постановке звуков: Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме зима. Знакомство с цикличностью явлений в природе. Совершенствование сукцессивных процессов, путем уточнения последовательности времен года.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, фонематического восприятия, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Планируемые результаты занятия:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- уточнять и расширять представления о зиме;

- включить в активный словарь детей слова по теме: снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно;

- формировать способность согласования существительных с прилагательными в именительном падеже;

- познакомить с гласным звуком «О», его зрительным символом;

- научить выделять заданный гласный звук из потока звуков.

- развивать тонкую моторику.

понимать и принимать учебную задачу занятия, решать ее под руководством логопеда;

- развивать способность осознания цикличности происходящего в природе;

– активно пользоваться речью для решения поставленных задач;

- активизировать пассивный словарь, добиваясь его перехода в активный;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

– вызвать интерес к природе, изменчивости  времен года;

– развить способность выделять гласные из потока звуков;

- познакомить с зрительным символом звука «О»;

- развивать умение сопереживать окружающему миру.

Форма работы: совместная организованная образовательная деятельность (занятие)

Основные ресурсы занятия:

Для воспитателя:

– методическое пособие Нищева И. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»

- Технологическая карта логопедического занятия;

- Комочки ваты;

- иллюстрации природы по теме «Зима»;

 - сборные снеговики для наборного полотна и магнитной доски, красные обозначения гласных.

Для ребенка:

- листы бумаги с изображением снеговика, где снеговик нарисован частично и точечным пунктиром;

- карандаши;

Ход занятия:

1. Мотивация деятельности.

Содержание деятельности логопеда

Виды деятельности ребенка

время

1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.]

Воспитатель приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, кладет на стол перед каждым из детей плоскостное изображение снеговика.

Воспитатель. Можно сесть тому, у кого снеговик с желтой метлой.

Воспитатель. Теперь можно сесть тому, у кого снеговик с красным ведром на голове.

Воспитатель. Пусть сядет девочка, у снеговика которой зеленый шарф.

И т.д.

2.  Сообщение темы занятия. 

Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега. Вчера вы слепили на нашем участке замечательного снеговика. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети.

            Ребенок садится.

            Ребенок садится.

Ребенок садится.

Ребенок садится.

2-3 минуты

2. Актуализация необходимых знаний. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1. «Наши снеговики». [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

Воспитатель раздает каждому ребенку листы, где снеговик нарисован частично и точечным пунктиром. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Воспитатель. На листах  снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите синий карандаш и обведите комки, из которых он сделан. Сначала обведите верхний комок, потом — средний, затем — нижний. Наконец обведите ноги снеговика.

Воспитатель. Черным карандашом снеговику нужно нарисовать глазки-угольки и ротик, а красным — нос-морковку. А вот ведро на голове снеговика вы можете нарисовать любым карандашом. Какие ведра у вас получились?

Воспитатель. Очень красивые снеговики. После дневного сна вы можете нарисовать своим снеговикам разноцветные метелки и получить за это наклейки.

2. Беседа по картине «Зима» [Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.]

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. На картине изображены дети, гуляющие в парке.

Воспитатель. Кто нарисован на этой картине? Начните со слов «на картине...»

Воспитатель.. Куда они пришли?

Воспитатель Что делает девочка в синей шапочке?

Воспитатель. Что делает мальчик?

Воспитатель Что есть у девочки в комбинезоне?

Воспитатель. Кто пришел с ней?

Воспитатель. Какое время года на картине?

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Воспитатель.. Какой снег?

Воспитатель. Правильно. Молодцы! Пушистый белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети тепло одеты. У детей румяные щечки. Прилетели снегири. На рябине сидит синичка. Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

2. Динамическая пауза.

Упражнение «Снежки». [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Воспитатель. приглашает детей выйти на коврик и дает каждому из них по комочку ваты, предлагая положить его на ладонь, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.

Воспитатель. Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.

Упражнение выполняется 3—4раза.

3. Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического слуха.]

Воспитатель. собирает комочки ваты и раздает детям красные семафоры.

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним гласным звуком. (Показывает детям картинку, на которой изображен мальчик с завязанным ухом.) У мальчика болит ухо. Он стонет: «О-о-о!» Попробуйте произнести этот звук. Учтите, что губы должны быть круглыми, когда вы его произносите.

Воспитатель. Звук О — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук. Мы будем обозначать его красным кружком. Сейчас я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать красные семафоры только тогда, когда услышите звук О.

Далее логопед произносит следующие звуки: [а], [у], [о], [и], [о], [у], [о], [а].

8. Упражнение «Собери снеговика». [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

Воспитатель. достает контейнеры с деталями для сборки снеговиков.

Воспитатель. Сегодня мы с вами рисовали снеговиков и рассматривали их, а сейчас и предлагаю вам собрать снеговиков из тех деталей, которые лежат и контейнерах.

Дети рисуют. Когда каждый из них справится с заданием, логопед продолжает.

1-й ребенок. У меня синее ведро.

2-й ребенок. У меня зеленое ведро.

3-й ребенок. У меня желтое ведро.

4-й ребенок. У меня красное ведро.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Дети. На картине нарисованы дети.

Дети.Они пришли в парк.

Дети. Она лепит снеговика.

Дети. Он катается на лыжах.

Дети. У нее есть санки.

Дети. Собака.

Дети. Зима.

Дети. Везде лежит снег.

1-й ребенок. Белый.

2-й ребенок. Холодный.

3-й ребенок. Мокрый.

4-й ребенок. Пушистый.

Дети. Нравится. Им весело.

Дети выполняют.

Дети. О-о-о!

Дети поднимают семафор.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью его выполнения, предлагает детям оценить работу друг друга.

10-12 минут

3. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

Воспитатель.предлагает детям перечислить те игры, в которых они играли, и оценить работу друг друга.

Дети вспоминают, игры в которые играли, и помогают оценить работу друг друга.

1-2 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в средней группе "Помощники весны"

Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости помощи природе....

Технологическая карта занятия сиспользованием ОТМС-ТРИЗ технологий "Развитие Речи".

Цель – Формирование у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составлении описательной деятельности (стихотворения). Образовательные: - Закрепляем  понятие  &la...

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи «Сказочный мир вежливых слов».

Тема занятия: «Сказочный мир вежливых слов».Образовательная область: речевое развитие.Возрастная группа: старшая.Цель: закрепление знаний и умений детей о хороших и плохих поступках, вежли...

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по развитию речи « Волшебная картина» (творческое рассказывание)

Тема занятия: « Волшебная картина» (творческое рассказывание)Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: составление творческого расска...

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по развитию речи "Моя милая мама"

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Уже в дошколь...