Технологическа карта занятия в средней группе " Алтайская юрта"
материал (средняя группа)

Ялбакова Арунай Мироновна

Алтайская юрта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_altayskaya_yurta.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ПРИМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект НОД по образовательной области  художественно- эстетическое, позновательное развитие.

(указать ведущую образовательную область)

Возрастная группа  средняя группа

Тема: « Алтайская юрта»

Интеграция образовательных областей познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

(не более 3, кроме основной)

Программные задачи: дать представления об обычаях и традициях алтайского народа.

Обратить зание детей об алтайском быте в прошлом.

Воспитывать интерес к алтайскому народному творчеству.

(3-4 по основной образовательной области + до 3 по сопутствующим областям)

     

Например:  полукругом, ленточным способом, буквой «П» и др.; сидя, стоя и т.д.

Оборудование макет юрты, краски, бумаги, краски, кисти, проектор, ноутбук.

Словарная работа юрта, войлок.

Предварительная работа чтение алтайских народных сказок, рассматривание иллюстрации, беседа.

Ход НОД:

п/п

Этап

Длительность*

Методы, формы. приемы

задачи

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

результат

1.

Организационный момент

4 мин.

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент (в зависимости от возраста)

Закреплять знание о своей родине.

Дети сидят на стульях и отвечают на вопросы.

В: Ребята, как называется наша республика?

Д: Республика Алтай.

В: А вы знаете, почему она так называется?

Д: В нашей республике живут представители разных народов, а коренные жители республики- это алтайцы. Сегодня мы поговорим о жилище алтайцев.

Дети знают где они жувут

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

Дать знания о своих предках где они жили.

Дети слушают с интересов воспитателя

Издавна алтайцы занимались скотоводством ( разведение скота) и часто перекочевывали с места на место искали пастбища для скота. В связи с этим им необходимо , жилье, которое легко разобрать и перевести на новое место. Таким жильем и была юрта.

Получили знания о своих предках.

3.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6-10 мин.

Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ

наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение  с опорой на наглядный материал

Показать детям на наглядном примере.

Смотрят презентацию

Юрта состоялось из отдельных деревянных разборных частей решетчатых звенев. Все детали юрты заготавливались заранее. Из жердей делали решетки для стен скрепляли их сухожильными нитками на верху устанавливали деревянный круг для опоры крыши, через него выходил дым из юрты. Юрта покрывалась войлочными пластинами, которые изготавливались из шерсти овец. Для изготовления одной юрты использовались , шерсть более 50 овец. А это самая маленькая юрта.

В переднем углу юрты обычно ставились сундуки ( кайырчак, в которых хранились продукты  и дорогие вещи). Обязательным атрибутом юрты является очаг и таган, на котором готовят пищу. Очаг устанавливали в центре юрты.

Юрта делилась на две половины : женскую и мужскую. На мужской половине находились мужские предметы: снаряжения для верховой езды, оружие. Также стояли подставки сумы , сшитые из кожи и холста в них хранили одежду, ковры, покрывала, украшения. На женской половине находилась вся посуда : казаны, деревянные ведра подвешаные на крюк,  большой кожаный сосуд, чайные чашки (айак, деревянные блюда, тепши, ступка, сокы) . Основным убранством алтайской юрты считалась кровать, красиво убранная восьмю слоями хорошо скатанного войлока и подушка, которую сшили из выделанной кожи, набивали конским волосом, для вентиляции в левой стороне подушки оставляли отверстие.  Лицевая сторона всегда украшалась вышитым орнаментам. Деревянная кровать стояла на женской половине . Под кроватью хранилось снаряжение для верховой езды женщины.

Юрты были верными помощниками в кочевой жизни алтайцев. Они согревали в морозные зимние ночи и укрывали от ливневых дождей, спасали от летнего зноя и пронзительных горных ветров.

Узнали представление о жилищах предков

4.

Динамическая пауза

1 мин.

Игровые приемы

Научить национальной игре

Дети играют

Подкидывание шапок»

Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребенка для кого шапка. Он ловит шапку , если ловит другой, названный ребенок отдает свою вещь.  В конце игры дети выкупают свои вещи ( рассказывают сказку, поют песню, танцуют).

Получили хорошее настроение.

5.

Практическая работа

5-12 мин.

Выполнение практических работ

Групповые, парные способы организации деятельности

Научить рисовать юрту,

Отгадывать загатки

Дети рисуют, отгадывают загатки.

Алтайские загадки

Алтайская юрта и ее предметы быта отражены в алтайских загатках. С некоторыми из них я вас хочу познакомить.

Сто сорок клюют землю. (Жерди аила)

У хорошего парня челюсти крепкие. (Сундук и его замок)

Конь мой железный, сам я железный , не сойду с коня без бича. (Сундук и замок к нему)

С четырьмя ушами, с четырьмя ведрами еды. (Котел)

Однорукий крепкий богатырь. (Вешалка ильмек)

Рисование

Нарисовать алтайскую юрту.

Правильно отгадывали загадки

7.

Продукт образовательной  деятельности Открытый выход из деятельности

3 мин.

Обсуждение результатов

Мотивация на другой вид деятельности

Закрепить знания услышанные на занятии.

Дети беседуют с воспитателем.

В: вот вы закончили рисовать юрты. Посмотрим , что у вас получилось.

Чей рисунок понравился больше всего.

Что нового вы сегодня узнали ?

Как называется жилище алтайцев?

Почему они часто перевозили свое жилье.

Дети рассказали что сегодня услышали и увидели на занятии.

*Длительность варьируется в зависимости от возрастной группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в средней группе "Помощники весны"

Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости помощи природе....

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера".

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера"....

технологическая карта занятия для средней группы

технологическая карта интегрированного занятия в средней группе с использованием техноологии В.В.Воскобовича "Игровизор"."Чудо-креситики1"...

Технологическая карта занятия в средней группе детского сада по обучению целостному трудовому процессу

Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной деятельности) и элементарны...

Технологическая карта занятия в средней группе "Весна в лесу"

Технологическая карта занятия в средней группе на тему "Весна в лесу". В карте подробно расписано занятие с детьми, весь необходимый материал и атрибуты.Цель: - Создание условий для раз...