Технологическая карта занятия в средней группе "Весна в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Нечаева Елена Александровна

Технологическая карта занятия в средней группе на тему "Весна в лесу". В карте подробно расписано занятие с детьми, весь необходимый материал и атрибуты.

Цель: - Создание условий для развития связной речи по лексической теме «Весна».

Задачи: Образовательные: 

-  закреплять характерные признаки весны;

-  обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;

-  совершенствовать грамматический строй речи;

 

- формировать умение образовывать множественное число существительных.

Развивающие: 

-  развивать диалогическую и связную речь;

-  развивать слуховое внимание и логическое мышление;

 

развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: 

-  воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;

-  формировать умение работать в коллективе

 

прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vesna_v_lesu_srednyaya_gruppa.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ННОД

Наименование ОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска

«Детский сад №63»

Раздел 1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Нечаева Елена Александровна - воспитатель

группа

Средняя

дата

Март 2023

продолжительность

20 минут

Раздел 2. Содержание Комментарии

тема

«Весна в лесу»

- сравнение признаков раннее и поздней весны

- подбор антонимов

- образовывание множественного числа

- обобщать и находить лишнее

Данная деятельность является уточнением старых и формированием новых знаний.

цель

- Создание условий для развития связной речи по лексической теме «Весна».

задачи

образовательные

  • закреплять характерные признаки весны;
  • обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение образовывать множественное число существительных.

развивающие

  • развивать диалогическую и связную речь;
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику

воспитательные

  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
  • формировать умение работать в коллективе

прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом

образовательные области

приоритетная

Речевое развитие

в интеграции

Социально-коммуникативное, познавательное развитие

предпосылки УУД

личностные

формирование познавательной и социальной мотивации; формирование умения прийти на помощь другим

познавательные

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого

сформированность сенсорных эталонов;

умение работать по иллюстрации ( рассмотрение сюжетной иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации);

регулятивные

  • осуществление действий по образцу;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый

коммуникативные

  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • слушать собеседника.
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)

виды детской деятельности

Познавательно - исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

  • сравнение признаков весны и зимы; ранней и поздней весны
  • классификация и обобщение птиц
  • отгадывание загадок про животных и птиц

  • использование сюрпризного момента, создание игровой ситуации - приглашение на прогулку-путешествие
  • игра «Кто лишний»

  • участие в общем диалоге в поиске решения проблемной ситуации
  • ответы на вопросы педагога при описании картин
  • оценка и анализ деятельности (собственной у каждого ребёнка и коллективной), достигнутого результата

- двигательные игры

Форма организации ННОД

Фронтальная

методы и приемы, используемые в ННОД

Словесные

Наглядные

Практические

Методы, повышающие эмоциональную активность

Методы, повышающие познавательную активность

- Беседа с детьми (о признаках весны, сравнение картин)

  • Диалог с детьми о решении проблемной ситуации

- Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий

- Отгадывание загадок

- Составление рассказа о весне по мнемотатаблице

  • Рассматривание картин, сопровождаемые диалогом
  • Карточки с изображением птиц, животных, насекомых

  • Выполнение игрового задания «Скажи наоборот»
  • Практическое задание «Собери картинку»
  • Практическое задание «Кто лишний?»
  • Практическое задание «Назови малышей» (образование единственного и множественного числа)

-игровые и воображаемые ситуации.

-сюрпризный момент

- Создание проблемной ситуации

- Сравнение признаков ранней и поздней весны, весны и зимы

- Классификация и обобщение птиц

предварительная работа

с детьми

  • Познавательные беседы с детьми о весне, о жизни животных в лесу зимой и весной, о перелетных и зимующих птицах, способах питания, о первых цветах весной.
  • Рассматривание иллюстраций о весне и зиме с приемом сравнения; рассматривание птиц, животных, насекомых, которые появляются поздней весной.
  • Чтение произведений детской литературы о весне, пробуждении животных.
  • Наблюдение за птицами на участке детского сада и за территорией (с родителями), беседа об их жизни зимой, и как меняется с приходом весны.

настольно-печатные игры «Собери картинку», «Найди лишнее», «Назови одним словом»

- Чтение художественной литературы в рамках тематической недели: Н. Сладков. «Птицы весну принесли. Соловей поет», А. Барто. «Куда весна пропала», Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола", Виталий Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь") и другие произведения.

с родителями

  • Привлечение родителей к оформлению книжного уголка, информационного поля по теме недели
  • Рекомендации в родительском уголке о теме недели, цели совместной

деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы

с литературой и

интернет источниками

А. Г. Арушанова – развивающие занятия с детьми 4-5 лет (Весна).

Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г. – Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки».

Сайт работников народного образования ";

оборудование

для педагога

  • письмо от жителей леса
  • солнце и лучики
  • магнитная доска, доска переносная
  • мультимедиа

Мнемотаблица (про весну)

для детей

- картины с изображением весны («Грачи прилетели», «Ранняя весна»)

- картинки с изображением птиц

- картинки с изображением животных и их детенышей

- картинки с изображением насекомых

- разрезные картинки с изображением первых цветов

Раздел 3.

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

Комментарии

Вводная часть

3мин.

Сюрпризный момент:

Дети в свободной деятельности, воспитатель обращает их внимание на окно.

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Но Зима никак не хочет место уступать Весне, мы просим вас помочь нам прогнать Зиму поскорей!

Лесные жители.»

В: Ребята, что мы можем сделать для лесных жителей? (ответы детей). Как? (отправиться в лес)

Сможем помочь лесным жителям? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Посмотрите, лесные жители прислали нам солнышко, но ему не хватает чего-то? (лучиков). У солнца нет ни одного лучика. Чем больше мы сегодня в лесу соберем лучиков, тем сильнее будет греть оно и быстрее уйдет Зима. За каждый правильный ответ и задание у нас будут появляться лучики!

Но сначала я проверю, готовы ли вы к прогулке.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, ветки ломать, мусор бросать.)

Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности.

- дети внимательно слушают письмо от лесных жителей.

- Воспитатель сначала предоставляет возможность детям самостоятельно подумать, как справиться с проблемой, если не получается, то наталкивает с помощью наводящих вопросов.

- Данный приём способствует проявлению познавательной активности дошкольников, их самостоятельности, , даёт возможность высказать своё мнение, встать на позицию активных участников.

  • С помощью данного диалога воспитатель обобщает содержание письма, выясняет, насколько дети поняли задачу, побуждает их к действию.

Основная часть

15 мин

1 мин.

3 мин

3 мин

3 мин

1 мин

2 мин

1 мин

2 мин

3 мин

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

Звучит звукозапись «Голоса леса»

В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)

На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

В: Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).

Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).

В: А как же дальше просыпается природа?

Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Молодцы ребята, правильно ответили.

В: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.


Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к доске и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

В: Объясните почему. (Ответы детей.)

В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

В: Молодцы! Правильно!

В: А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.

В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?

Дети: Грач и скворец.

В: А какие птицы прилетают последними?

Дети: Ласточка, кукушка и соловей.

В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель вместе с детьми подходят к «берлоге» с медведем.

В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж, барсук.

В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

В: А что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: Они линяют.

В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

В: А кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

В: Ребята, пойдемте гулять дальше.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

В: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега.

В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?

Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?

Игра «Собери картинку»

Ребёнок способен сопереживать неудачам других, адекватно проявляет свои чувства.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре.

  • Ребёнок учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

- Данный приём позволяет закреплять признаки ранней весны и весны, развивает наблюдательность, внимание, мышление, умение сравнивать, сопоставлять.

- данная беседа помогает развивать как монологическую, так и диалогическую речь детей.

- Данный приём позволяет закреплять знание и сравнение весенних и зимних признаков, развивает наблюдательность, внимание, мышление, умение сравнивать, подбирать антонимы.

- данный прием используется с целью развития находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

- Игра проводится с целью

закрепления умения классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова: перелетные, зимующие.

- метод – беседа проводится для закрепления уже имеющихся знаний и формирование новых.

данный прием используется с целью развития находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

- данный прием (чистоговорка) применяется для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

- практическое упражнение проводится с целью учить ребёнка сопоставлять животное с их детёнышами, правильно называть детёнышей в единственном и множественном числе.

- Практическое задание проводится для того, чтобы закрепить навык ребенка составлять целое из нескольких частей.

Заключительная часть

3 мин

В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.

Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной.

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Рефлексия

В: Вот мы и вернулись в нашу группу.

В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года, выполнили все задания и разгадали загадки, собрали очень много лучиков для нашего солнышка. Как вы думаете, нам получилось прогнать Зиму? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие лучики за то, что вы побывали у них в гостях и помогли им!

Спасибо, вы - молодцы!

Ребёнок обладает установкой положительного

отношения к миру, к разным видам труда,

другим людям и самому себе.

- Рефлексия проводится с целью формирования у детей умения оценивать свою деятельность, анализировать результаты групповой и индивидуальной работы.

Совместная образовательная деятельность плавно переходит в свободную игровую: дети общаются с помощником воспитателя, рассказывают ей о своём путешествии, рассматривают картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в средней группе "Помощники весны"

Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости помощи природе....

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера".

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера"....

технологическая карта занятия для средней группы

технологическая карта интегрированного занятия в средней группе с использованием техноологии В.В.Воскобовича "Игровизор"."Чудо-креситики1"...

Технологическая карта занятия в средней группе детского сада по обучению целостному трудовому процессу

Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной деятельности) и элементарны...