Конспект занятия по развитию речи "Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Навроцкая Наталья Юрьевна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка – детский сад «Теремок»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по речевому развитию для детей подготовительной группы

(6-7 лет)

Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»

г. Мамоново

Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»

Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.

Задачи:

- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;

- образование притяжательных  прилагательных и употребление их в родительном падеже;

- образование сложных прилагательных;

- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;

- понимание и объяснение значений крылатых выражений;

- развитие зрительного и фонематического восприятия;

- развитие слухового внимания, воображения и мышления.

Демонстрационный материал:

- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;

- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;

- предметные картинки с изображением животных;

- мольберт.

Раздаточный материал:

- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;

- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;

- цветные и простые карандаши;

- заготовки для изготовления мнемосхем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть

Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет  картинку с изображением животного .

Загадки:

Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

                                 (Слон)

Мой брат в лесу глухом,

Он сладкоежка неуклюжий.

А я в глаза не видел мед.

Живу, где север, снег и стужа.

               (Белый медведь)

В природе все его бояться,

Ведь он царем зверей слывет,

Но вам не может повстречаться

Он только в Африке живет.

                                 (Лев)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет.

Очень важный господин

Семенит сюда … (пингвин)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев.

                                 (Жираф)

Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям  занять места за столами.

Основная часть

  1. Работа с перфоконвертами.

Воспитатель раздает детям перфоконверты, и предлагает детям  разделить животных по месту обитания. Для этого дети вспоминают символические обозначения: жаркие страны – рисуют солнышко, холодные страны – снежинка. Работа проводится самостоятельно и, лишь после ее завершения  дети объясняют свой выбор символа.

(Для обозначения льва я нарисовал солнышко, потому что лев живет в жарких странах.)

  1. Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»

Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.

Предлагает  составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)

У белого медведя толстые лапы. Какой  белый медведь?  - Толстолапый.

У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.

У белого медведя  короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.

У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.

У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.

У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.

У слона толстая  кожа? Какой слон? – Толстокожый.

У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.

У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.

У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.

      3. Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и слон».

Составление происходит по мнемосхеме, с использованием схемы сложносочиненного предложения.

Мнемосхема.

Домик и лес – домашнее или дикое животное.

Солнышко и снежинка – страны обитания.

Цветовые пятна – окрас животного.

Символические обозначения растения и мяса – чем питается животное.

Изображены отдельные части тела – части тела данного животного.

Фигуры разной величины – размер животного.

Соска-пустышка – название детенышей.

Знак вопроса и восклицательный знак -  интересный факт из жизни животного.

Схема сложносочиненного предложения.

Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным  цветом.

Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.

Примерный рассказ детей.

Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.

 Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.

У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.

Медведь растит медвежат в снежной берлоге.

Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.

      Физминутка

Носит мама-кенгуру          

В теплой сумке детвору.          (прыжки по кругу друг за другом)

А ребятки-кенгурятки

Целый день играют в прятки.  (наклоны влево,вправо)

А затем пустились в пляс -

Проплясали целый час.             (приседание)

  1. Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»

Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.

Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.

(Дается речевой образец)

Например:

У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.

У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.

      4. Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»

Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы  показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.

Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.

«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)

«Топает, как слон».  (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)

«Обезьяньи ужимки».  (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)

«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

  1. Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)

Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами  и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.

Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.

Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.

Солнышко – верблюд живет в жарких странах.

Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.

Кустики -  верблюды питаются растениями.

Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.

Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.

 Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?

О каких животных составляли рассказ-сравнение?

В какие игры играли?

Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

Логопедические консультации на стенд для родителей по теме "Животные холодных и жарких стран"

Логопедические консультации на стенд  для родителей по теме "Животные холодных и жарких стран"...

Игра-презентация по лексической теме "Животные холодных и жарких стран"

Расширяем и уточняем словарь ребёнка, развивиаем грамматический строй речи по теме "Животные холодных и жарких стран"....

Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".

Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...

Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Животные холодных и жарких стран"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Животные холодных и жарких стран». Цель: систематизирование знаний детей о животных холодных и ж...