Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Парфёнова Юлия Викторовна

автоматизация поставленного звука [ш] в словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya_._zvuk_sh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация поставленного звука [ш] в словах и предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 -формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

 -активизировать словарный запас по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающие:

-закреплять четкое произнесение звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

-развивать фонематический слух, восприятие;

 -работать над звуковым анализом и синтезом слов;

 - развивать мелкую и общую моторику;  координацию речи с движением;

 -развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание,  мышление,  восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к логопедическому занятию;

-воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, стол и два стула, индивидуальное зеркало для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

I Организационный момент (слайд №2)

К нам сегодня в гости пришла Маша.  Маша очень хочет пойти в школу, узнать много нового и  найти интересных друзей. Она пришла к нам, чтобы посмотреть, как мы умеем красиво и правильно произносить звук [ш], потому что, так же как и ты, раньше, не умеет его произносить. Поможем Маше?

Ребенок: поможем.

II Основная часть

Логопед: что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался? (слайд №3)

Ребенок: гимнастику для язычка.

Логопед: правильно. Мы покажем нашей гостье все упражнения, которые ей пригодятся.

Подготовительные упражнения

  «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Артикуляционная гимнастика «Здравствуй, язычок!»

Жил на свете язычок! Вот такой!

Ребенок высовывает язычок

У язычка был домик – это рот. Вот такой!

Ребенок широко раскрывает рот

У домика была дверь – зубы.

Ребенок показывает зубы

Каждое утро двери открывались

Ребенок открывает рот и высовывает язычок

Язычок выходил на улицу и говорил:

«Здравствуй, утро!» - а потом делал зарядку. Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.

Ребенок делает зарядку с язычком, в соответствии с его движениями

Логопед: ну вот наш язычок и размялся немного. А давай мы Маше расскажем про звук [ш], чтобы она больше о нем узнала. Какой это звук?

Изолированное произношение звука

Ребенок произносит изолированно звук [ш]

Развитие фонематической памяти

Запомни и повтори: ша-шо-ша, шу-ша-шу, шу-шу-шо

«Четвертый лишний» (по месту звука в слове)

Шапка-шуба-шарф-кошка

Шарик-шишка-шмель-кошелек

Кашка-шапка-мышка-башня

Логопед: посмотри, как часто в жизни мы встречаем звук [ш]. (слайд № 4)

Логопед: молодец. Посмотри, какая наша гостья красивая, давай мы ей «подарим» комплименты (слайд № 5)

Проговаривание чистоговорок (сначала педагог, затем ребенок)

Ша - ша - ша – какже Маша хороша!

Шо-шо-шо – вместе с Машей хорошо.

Шу – шу - шу – Маше кашу принесу.

Ши – ши – ши – кушай кашу, не спеши.

Логопед:  Выбери картинки со звуком [ш]: кошка, лампа, шишка, шуба, поросенок.

Совершенствование навыка слогового анализа слов

Сколько слогов в слове карандаш, кошка, шар?  Четко произнеси звук [ш].

Ребенок (отвечает полным ответом):

в слове карандаш три слога;

в слове кошка два слога;

в слове шар один слог

Развитие фонематического восприятия

(логопед произносит ребенку слова, ребенок выбирает правильное слово и произносит его)

САПКУ                           СЯРФ                СТАНЫ                         ФУБКУ

ФАПКУ                          ШАРФ               ТАНЫ                          СУБКУ

СЯПКУ                          ФАРФ                 ФАНЫ                           ШУБКУ

ШАПКУ                       САРФ               ШТАНЫ                           УБКУ

Физминутка

Вышли мыши как то раз,                                   

Посмотреть, который час.                                   

Раз, два, три, четыре –

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон!

Логопед: теперь мы может отправляться на прогулку

Логопед: посмотри, кого Маша встретила в лесу? (слайд №7)

Ребенок: своего друга Мишку.

Логопед: правильно, это медведь. Давай посмотрим, что есть у мишки!

Дидактическая игра: «Посчитай от 1 до 5»

(Согласование числительного с существительным).

На слайде № 7 появляется шишка, ребенок считает:

одна шишка

две шишки

три шишки

четыре шишки

пять шишек

Фонематический анализ  слов   (определение позиции звука в слове)

Логопед: Посмотри на картинки и определи в каких из них есть звук [ш], а в каких его нет (слайд № 8).

 Поможем Маше выполнить задание-определить есть ли звук [ш] в слове, какая здесь ошибка?

Ребенок (отвечает полным предложением): в первом столбце находятся картинки, в которых звук [ш] в начале слова, а во втором столбце – в , нужно поменять картинки «камыш» и «шея», потому что в слове «камыш» [ш] находится в конце слова, а в слове «шея» – в начале слова.

Логопед:  всё верно, ты молодец! Наша гостья всё запомнила и говорит нам спасибо, она обязательно будет повторять все упражнения и задания. Чтобы закрепить правильное произношение звука [ш]. Маша решила еще немного погостить у своего друга в лесу, а нам с тобой пора возвращаться обратно в детский сад. Давай мы вместе с тобой попрощаемся с Машей.

Ребенок: до свидание Маша! (Слайд № 9)

Координация речи с движением «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

Ходьба на месте

Мы в лесок гулять ходили.

Что вы, ручки, работали?

Присели, «собирают» шишки

Мы шишки там искали

А вы, глазки, помогали?

Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо

Мы искали да смотрели,

Все полянки оглядели.

Логопед: вот мы и вернулись в наш детский сад.

III Итог занятия

Рефлексия

Смысловая рефлексия занятия:

- Кто сегодня к нам приходил в гости?

- Какой звук наша гостья вместе с нами училась произносить?

Эмоциональная рефлексия занятия:

– Что понравилось тебе больше всего?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Презентация к индивидуальному занятию "Автоматизация звука Л в словах и предложениях".

Подбор разных видов заданий к индивидуальному занятию по автоматизации звука Л....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [Р] в словах."

Основная цель данного занятия: закрепление навыка правильного произношения звука [Р]....

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука С в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника....