Формирование грамматического строя речи.
статья по развитию речи

Козырева Анна Александровна

Вид заданий; Проблемные педагогические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.1.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование грамматического строя речи.

Вид заданий; Проблемные педагогические ситуации.

Выполнила: Козырева Анна

Группа 36

Содержание заданий:

  1. Ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;

с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;

Назовите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных.

1 младшая группа

"Чего не стало?", "Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?"Употребление предлогов"Где снежинка?", "Найди перышко", "Устроим кукле комнату", "Где малыши?" "Один - много"

2 младшая и средняя группы

"Чего не хватает кукле?" "Чего, кого не стало?", "Лото", "Парные картинки", Магазин"

"Один - много…", "А что у вас?", "Магазин"

старшая группа

"Чего не стало?", "Лото", "Парные картинки", " Магазин"

"Кому угощение?", "Магазин", "Лото", "Парные картинки"

На каком содержании Вы будете проводить работу в младшем дошкольном возрасте? В старшем дошкольном возрасте?

Основное содержание работы в младшем дошкольном возрасте: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

  1. Объясните, в каких случаях эти методические положения правильны:

а) трудные грамматические формы образует взрослый;

На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении.

б) трудные грамматические формы образовывает ребенок самостоятельно.

В воспитании грамматических навыков в повседневном общении создаются условия для практики речевого общения. 

Как отличить грамматическую ошибку в словообразовании от детской инновации (словотворчества)?

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

1. Неправильные окончания имен существительных - унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, дверев, лошадев; 2.Родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре; 3. Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде; 4. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине; 5. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнки, свинёнки; 6. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, одеяла разорвалась; 7. Образование глагольных форм. - Повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скачи); 8. Изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу); 9. Спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят);

Детское словотворчество ограничено словообразовательными ресурсами языковой системы. Создавая новые слова, ребенок совершает мыслительные операции анализа и синтеза: он должен понять сущность обозначаемого объекта, выделить в нем важные признаки, а затем синтезировать их в единую номинацию на основе словообразовательной модели. Чаще всего дошкольники используют аффиксальные способы создания новых слов: Собака пасть разинула, а потом зазинула; Уж лучше я пойду домой непокушанная; Я, мам, красавлюсь (любуюсь собой в зеркале); Такая светлота; Смотри, что я вытрудил; жмутные туфли; ружьяная машина.Дети могут использовать сложение основ, слов, сращение: зверопарк, я поломою, сумасошлатая тетя, дождь – никуданипускатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».

Технологическая карта занятия  по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....