Конспект занятия по О.О. «Речевое развитие» по теме: «Мебель». «Мебельная фабрика» (старшая группа для детей с ТНР)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Создать условия для расширения и закрепления знаний детей по теме «Мебель», учить фантазировать, придумывать свои оригинальные предметы мебели, развивать фонематический слух, связную речь, согласовывать речь с движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект занятия по О.О. «Речевое развитие» по теме: «Мебель». «Мебельная фабрика»

(старшая группа для детей с ТНР+ЗПР)

                    Подготовила: Учитель-логопед

                                                       первой квалификационной категории

                                                Шашкова Марианна Валерьевна

                                                     2023 г.

Конспект занятия

ФАОП МАДОУ «Детский сад №18

Возрастная группа: старшая группа для детей с ТНР

Тема НОД: « Мебель. Мебельная фабрика»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Создать условия для расширения и закрепления знаний детей по теме «Мебель», учить фантазировать, придумывать свои оригинальные предметы мебели, развивать фонематический слух, связную речь, согласовывать речь с движениями.
     Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «мебель»; развивать умение классифицировать, сравнивать и обобщать; закреплять умения использовать слова, противоположные по смыслу; совершенствовать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
2. Коррекционно – развивающие: Развивать вербальную память, развивать словесно-логическое мышление, развивать зрительное восприятие и связную речь; развивать любознательность и положительное отношение к процессу обучения, фантазию.
3. Коррекционно – воспитательные: Формировать у детей навыки сотрудничества и доброжелательности; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
      Словарь:  жёсткий, дизайнер, плотник, столяр.
      Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
      Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы: коммуникативная деятельность (беседа, загадки, словесные игры), игровая деятельность (дидактические и словесные игры), двигательная (физминутка с логопедической распевкой, игра с мячом), познавательная (просмотр презентации по теме), конструктивная (конструирование).

Форма организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества.

Оборудование:  проектор, экран, ноутбук, конверт, письмо с изображением Карлсона,  мяч, музыка для физминутки с логопедической распевкой, презентация по теме, таблички «Мебельная фабрика», «Цех №1», «Цех №2», «Цех №3», лист, фломастер, конструктор двух видов, мягкие модули.


Ход НОД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I Вводная часть

Приветствие «Добрый друг»

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.  -Здравствуйте!

-Здравствуй, друг,

-Как ты тут?

-Я скучал,

-Ты пришел-

-Хорошо!

Дыхательная гимнастика

-Сделайте глубокий вдох, выдох.

-Вдохните здоровье, выдохните болезни!

-Вдохните добро, выдохните неприятности!

-Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

-Нам легко и приятно.

-Дети, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками, у меня для вас письмо. Вам интересно, кто же вам его прислал?

-Загадку отгадаете и от кого письмо узнаете!

-Любит тортики, варенье, сушки, сладости, печенье,

Он упитанный вполне и пропеллер на спине.

Правильно, это неугомонный шалун Карлсон! Что же он нам написал? Сейчас прочитаю.

-Здравствуйте, ребята, накануне вечером мы с моим другом Малышом сильно пошалили и сломали всю мебель. Теперь нам нужна новая, а я в этом совершенно ничего не понимаю. Помогите мне, пожалуйста!

-Ребята, поможем Карлсону в выборе мебели?

-Но чтобы ему помочь, нам самим нужно хорошо разбираться в этом вопросе. Согласны? Предлагаю вам присесть.

Дети заходят в зал, приветствуют гостей.

Руку протягивают вперед,

Пожимают плечами,

Обнимают себя,

Берутся за руки,

Показывают жест «класс».

Дыхательная гимнастика.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Садятся на подушки на пол.

II Основная часть

-Постарайтесь-ка, ребятки, отгадать скорей загадки!

Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …(кровать)

Как приятно нашей Тане

Поваляться на …(диване)

Чтобы ноги отдохнули,

посиди-ка ты на …(стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном …(кресле)

С пирогами  чай попьем

За обеденным …(столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …(шкаф)

-Молодцы! Загадки вы отгадали, а как же назвать все эти предметы одним словом? Правильно, это мебель.

Пальчиковая гимнастика

-А теперь приготовьте свои пальчики, чтобы узнать, что есть в мебельном магазине.

-Эту мебель мы купили 

С папой вместе в магазине. 

Это стул, на нем сидят. 

Это стол, за ним едят. 

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили 

С папой вместе в магазине.

Упражнение «Скажи наоборот»

-В мебельном магазине мебель бывает разная:

-шкаф высокий, а комод, наоборот …низкий,

-шкаф широкий, а тумбочка …узкая,
      - диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- (повторим новое слово «жёсткий»!),            
      - табурет жесткий, а кресло … мягкое,
      - тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Умнички!

Игра «Назови  ласково» (с мячом)

- С вами мы сейчас играли и немножечко устали,    давайте разомнемся!

-А еще мебель бывает большая (для взрослых) и маленькая (для детей).
     - У меня большой диван, а у тебя маленький? (Диванчик.)
    - У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.)
   - У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)
   - У меня стол, а у тебя? (Столик.)
   - комод-комодик
   - пенал-пенальчик
   - кровать-кроватка
   - полка-полочка
   - кресло – креслице

   -пуф-пуфик

  -Молодцы!

Логопедическая распевка с движениями под музыку «Стул»

  -А теперь споем и отдохнем.

  - Это стул. Сиденье. Спинка

    А на спинке две картинки,

    А еще 4 ножки,

    Чтоб сидеть под стулом кошке.

Беседа с просмотром презентации по теме

- Мы размялись, повеселились, а теперь продолжим изучать вопрос Карлсона.

 - Ребята, а у вас у всех есть дома мебель?

 - А вы замечали, что мебель бывает из разных материалов?

- Из каких? (Слайд 1)

- Из дерева мебель какая? Деревянная. (Слайд 2)

- Какие преимущества у деревянной мебели? (Экологически чистая, хорошо пахнет, как в лесу, красивая, прочная.)

- Из железа мебель какая? Железная. (Слайд 3)

- Ребята, а чем хороша железная мебель? (Прочная, литая, всегда в моде, устойчивая, не ломается.)

- Из пластмассы мебель какая? Пластмассовая. (Слайд 4)

- А что особенного в пластмассовой мебели? (Легкая, хорошо моется, легко передвинуть с места на место, яркая).

- Из стекла мебель какая? Стеклянная.

(Слайд 5)

-Ребята, а откуда берется мебель? Да, мебель изготавливают на мебельной фабрике (слайд 6)

-Придумывают её дизайнеры. Повторим новое слово –дизайнеры. (слайд 7)

-Детали мебели изготавливают плотники и столяры(слайд 8). Повторим –плотники, столяры.

-Собирают мебель сборщики мебели (слайд 9)

-Ребята, а дизайнер, столяр, плотник, сборщик мебели – это что за слова? Да, это профессии.

Ответы детей и определение слогов в каждом слове- отгадке.

 

Ответы детей.

Дети ритмично сжимают  и разжимают пальцы рук.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя мебель.

Произносят текст, ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

Ответы детей.

Встают.

 

Ответы детей с перебрасыванием мяча.

Приседают, показывают колени- сиденье, торс-спинку. Правая, левая  руки на плечи.

Становятся на ноги и на руки. Изображают кошку.

 

Садятся на стулья возле экрана.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

III Заключительная часть

Конструирование и описание мебели

-Ребята, мы с вами многое вспомнили и узнали о мебели для Карлсона, предлагаю вам открыть свою мебельную фабрику и стать в ней мастерами, хотите?

- Здесь будет Цех №1, где изготовливаются шкафы для книг, посуды, одежды.  (Показываю табличку). Вот Цех № 2, где создаются кровати, диваны. (Показываю табличку). Тут расположен Цех № 3, где мастерят столы, стулья, кресла.

- Выбирайте цех, куда вы отправитесь, вытянув картинку с изображением мебели, которую там изготавливают.

-Пожалуйста, приступайте.

Ребята, вы закончили? Какие же вы отличные дизайнеры и сборщики мебели! Мастера Цеха №1 расскажите о своей мебели: как она называется, для чего предназначена, из чего сделана, что в ней особенного, а я для Карлсона всё подробно запишу, чтобы он сделал правильный выбор.

Рефлексия

-Ребята, как выдумаете, наше ответное письмо поможет Карлсону в выборе мебели?

-А почему?

(Может быть потому, что мы написали Карлсону как называется мебель, из чего она бывает и её особенности?)

-А что, ребята, вам запомнилось больше всего сегодня? А что было сложно? А что легко?

-А теперь предлагаю попрощаться с нашими гостями и скорее пойти отправить ответное письмо нашему дорогому Карлсону!

-До свидания!

Ответы детей.

Распределяются на 3 группы и подходят к зонам изготовления мебели с разными «строительными материалами» .

 Конструируют виды мебели (под музыку)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обобщающие слова для однородных предметов» для детей старшей группы.

Современная и эфективная,  интерактивная панель "Колибри",способствует не только повышать уровень понимания и скорости передачи информации,но и развивает важные качества как интуиция, о...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Учимся совершать добрые поступки» в старшей группе.

Цель занятия:Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Учить аргументировать свои ответы. Учить различать добро и зло.Воспитывать у детей желание творить добро ...