Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Суворова Светлана Эдуардовна

      Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. Мнемотехника позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx429.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №296

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

структурное подразделение – отделение дошкольного образования

Методическая разработка

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей  дошкольного возраста»

                                                                                  

                                                                                  

  Подготовила:

 воспитатель коррекционной группы

Суворова Светлана Эдуардовна

г.Санкт-Петербург

2024г.

«Связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития».

Ф.Сохин

      Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

        Мнемотехника как раз и позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка.

     В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

     В речи детей существуют множество проблем:

-   односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-  недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

-  плохая дикция.

     Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон занимают далеко не последнее место. А если взрослые и дети в семье мало общаются, то и речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны; разговорная речь бедна, немногословна.

Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном только краткосрочная память. Следствие - ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли.

     Так как же сформировать речь ребёнка, улучшить его память?

     Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, передо мной встала задача,  чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

       К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Вечный принцип наглядности. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

     Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.

Суть мнемотехники заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

  • Мнемоквадраты
  • Мнемодорожка
  • Мнемотаблицы

Мнемоквадрат – это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Например: «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.

     Нарисованные изображения должны быть понятны детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Примеры мнемоквадратов:

                 

Мнемодорожка - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений, С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать короткие стихотворения, отгадывать загадки.

Пример скороговорки:  У ежа ежата, у ужа ужата.

Мнемотаблица – эта схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Первоначальные таблицы составляла я, родители. Потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Таким образом мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенка.

     Для детей старшего дошкольного возраста, подойдут мнемотаблицы с изображениями одного цвета (например, чёрно-белые), чтобы яркостью рисунка не отвлекать их внимание от смысла.

     Предлагаю детям поиграть в игру «Угадай». Я загадываю любой овощ или фрукт и опираясь на схему вам про него рассказываю. А вы попробуете его отгадать. Итак. (Воспитатель по мнемотаблице описывают  фрукты и овощи, а дети отгадывают).

Что это?

Цвет

Форма

Вкус

Где растёт

Каков на ощупь

Что можно приготовить

     Используя опорные картинки для заучивания стихотворения, увлекает детей. С начало стихотворение нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу. Затем нужно задать вопросы детям по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.  Объяснить значение непонятных слов. Читать отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет его с опорой на мнемотаблицу. Затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

             

         Также мнемотехника используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводиться беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации, и  отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Пример: Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтом.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно:

     Для составления таблицы вам потребуется бумага, линейка, карандаши/фломастеры/краски с кистью.

  1. Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
  2. Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
  3. Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
  4. В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
  5. Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.

     Для детей в возрасте 3-5 лет подбирайте и создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.

В основе вашей мнемотаблицы могут быть как стихотворения, так и небольшие рассказы на интересные темы. Например, можно запоминать особенности, которыми обладают времена года: лето, весна, зима и осень. Либо учить стихи, загадки и скороговорки.

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти.

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

    Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.


Литература:
- Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
- Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» // Дошкольное воспитание, 1982, №3

- Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5

- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. 2009.

- Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

 / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

 - Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Москва 2016.

- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С.16-21.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"....

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...