"Зима" Составление рассказа пь картине.Занятие по развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цели:

1. Формирование  представлений детей об описании и его структурных элементах.

2. Развивать навыки словообразования.

3. Систематизировать знания детей о зиме и  зимних явлениях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_zima.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи

Составление рассказа по картине Зима

Цели:

1. Формирование  представлений детей об описании и его структурных элементах.

2. Развивать навыки словообразования.

3. Систематизировать знания детей о зиме и  зимних явлениях;

1. Организационный момент:

Отгадайте загадку:

Хоть сама и снег и лед,

А уходит, слезы льет. (Зима).

– Вам нравится зима? Почему?

Что вы можете сказать про зиму? Какая она?

2. Упражнение «Нарисуем портрет».

Нам пришло письмо от Снегурочки. Она прислала нам эту картину. Зиму изображали на своих картинах многие художники. А эта картина И.И.  Шишкина «Зима». Он очень любил природу, особенно лес и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин.

Вот что она написала. Я подарила Деду Морозу картину и написала «Это лес. Кругом сугробы». Ему не понравилось мое описание картины.  Может, вы мне поможете?

Что изображено в этой картине?

Слушайте следующую загадку:

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется… «пейзаж»

- Что такое пейзаж?

- Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.

- Правильно! Картина «Зима» - это пейзаж.

Мы с вами очень ждали прихода красавицы - зимы. Наблюдали, как падал снег, рассматривали изящные, резные снежинки, снег пушистым белым ковром покрыл всю землю, деревья, дома. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат и чувствуют.

Попробуем помочь Снегурочке?

Сначала мы нарисуем схему нашего описания. (Подсказки детей)

1. Начало. 2. Середина. 3. Конец

Мы с вами попробуем описать эту картину, напишем письмо и пошлем это письмо деду Морозу..

Все ли понятно из этого описания - «Это лес. Кругом сугробы.»

Каких сведений не хватает?

Для точного описания нужно указать, что здесь нарисовано. Для точного описания пейзажа нужно описать какое время изображено на картине, какие деревья, какой снег.

Чтобы описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения.

- Подберите сравнение к зимним деревьям, скажите, на что они похожи.

Подберите  сравнение к слову Зима:  ( Снежная, морозная, сказочная, красивая, удивительная, сверкающая, вьюжная, холодная)

Снег – пушистый, серебристый, лёгкий, крупный, узорчатый.

Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Особенно красив зимний лес.

А теперь подберем сравнения к зимнему дереву: Снежные, мохнатые, тяжёлые, волшебные, сказочные ,согнулись

А зимний лес какой? - Заснеженный, засыпанный снегом, укутанный, заколдованный, сказочный, молчаливый, белый.

А теперь представим зимний лес и поиграем.

Физминутка

У оленя дом большой (скрестить руки над головой)

Он глядит в своё окошко (показать окошко)

Заяц по лесу бежит. (сделать заячьи ушки, пошевелить)

В дверь к нему стучит.

- Стук, стук, дверь открой! (кулаками стучат по предполагаемой двери)

Там в лесу охотник злой! (оглянуться назад)

- Заяц, заяц, забегай, (позвать зайца движениями рук)

Лапу мне давай! (протянуть одну ладошку вперёд, затем другую)

3. Составление описания

Сейчас вы закроете глаза, я произнесу волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы очутимся в зимнем лесу!» Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Посмотрите на этот лес и расскажите о нем, а я буду записывать ваши рассказы. (Рассказы детей).

- Пора и домой возвращаться, Закройте глаза. Раз, два, три- обратно нас верни! Откройте глаза, вот мы и дома.

А теперь послушайте, что мы написали Деду морозу.

Это зимний лес. Как прекрасен лес зимой! Деревья стоят мохнатые, будто одели сказочный наряд. Ветки деревьев превратились в волшебные белые крылья. Мягкий пушистый снег покрыл всю землю белоснежным ковром. Луч солнца проникает в снежное царство леса  и освещает полянку А далеко на ветке сидит ворона и любуется сказочным лесом.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (Ф. Тютчев )

4. Итог занятия. (Дети рассказывают свои рассказы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Рассказы цепной организации как средство развития связной речи детей с ОНР

В презентации представлены этапы работы над рассказами цепной организации с детьми с общим недоразвитием речи. Материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям....

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

Рассказ по картине как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

« Составление творческих рассказов и сказок как средство развития связной речи дошкольников»

Одной из главных функций и потребностей человека является речь. Образовательная  область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного об...