Мнемотехника
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алексеева Светлана Геннадьевна

"Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx764.19 КБ
Файл fotootchyot.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

ООД

Тема: "Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"

Образовательная область: «Речевое развитие»

Средняя группа


Развитие речи конспект занятий космос

 Воспитатель:Алексеева С.Г.

пгт. Усть-Баргузин

2021год

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: Приобщать детей к поэзии. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, формировать навыки выразительного чтения.
  • Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
  • Закрепить знание признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций.

Развивающие:

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи, расширять словарный запас.
  • Создать внутреннюю мотивацию у детей к прослушиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?»
  • Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства.

Воспитательные:

  • Сделать педагогический процесс более эмоциональным.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, медведях, чтение художественной и познавательной литературы, словесные игры, работа с мнемотаблицами.

Оборудование: мультимедийный проектор,презентация занятия, ноутбук, конверт,мнемотаблица, игрушка Медведь, музыкальное сопровождение ( произведение П.Чайковского «Времена года.Зима»).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Приветствие (дети стоят в кругу).

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро, мальчики,  девочки и наши дорогие гости! Ребята, я  вижу, что у вас сегодня отличное настроение и предлагаю вам отгадать загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

картина

-Правильно, ребята. Почему вы так решили? Посмотрите,какое время года изображено на картине? Давайте побеседуем об этом времени года.

Дети стоят в кругу.

Улыбаются всем.

Ответы детей.Зимой.

Тоже зима.

II. Основная часть

- Какие приметы зимы вы здесь заметили?

Даша, а ты любишь зиму? Что тебе нравится делать зимой на прогулке? (Несколько детей спросить).

Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! Ведь в это время года можно не только играть со снегом, но и любоваться окружающей нас красотой зимней природы.

– А краски какого цвета  в основном использовали художники для изображения снега в своих работах?

Игра «какой, какая, какие?»

- Снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- Мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- Снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- Снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- Рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- Лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

Молодцы, ребята, справились.

А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Ой, мороз, мороз, мороз...»:

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щечки, (по тексту выполняем пощипывания)

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки,

Забирается под шубки. (ручки спрятать подмышки)

Чтоб согреться, посмотри,

Все как следует потри. (по тексту выполнять растирания)

Потри щечки,

Потри нос,

Потри ушки,

Потри губки.

Пар пошел даже из шубки. (сложить губки трубочкой, сделать долгий плавный выдох).

Стук в дверь.

- Ребята, к нам пришёл гость, а кто , узнаете, если отгадаете загадку, которую нам приготовила Саша.

- Давайте поздороваемся с ним!

Воспитатель. А как вы догадались, что это загадка про медведя?

- Чем питается медведь?

-Когда медведь засыпает?

-Почему именно зимой он ложится спать?

-Как называется место, где спит медведь?

-давайте поиграем с нашим гостем и сделаем с ним физзарядку:

Мишка делает зарядку!

Мишка, лапки подними.

Мишка, лапки отпусти.

Мишка, мишка, покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз, два, три! Раз, два, три!

А сейчас ребята проходим за столы.

-Я хочу порадовать нашего гостя и предлагаю вам выучить про него стихотворение. Написал его Владимир Орлов. «Почему медведь зимой спит»

Послушайте.

Первичное чтение стихотворения

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

-Сейчас мы будем заучивать стихотворение. И нам в этом поможет таблица-подсказка. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы разложите картинки-схемы в правильном порядке  (читаю стих, по схеме)

-О ком это стихотворение?

-Еще раз послушаем стихотворение, а Даша мне поможет (по мнемотаблице).

(проговариваю каждую строчку, показывая на картинки в таблице: )

1.-Мишка, мишка! Что с тобой?

2. Почему ты спишь зимой?

3.-Потому, что снег и лёд –

4. Не малина и не мёд!

(сидят на стульчиках полукругом вдоль экрана)

Ответы детей: деревья стоят голые, все покрыто снегом, река покрыта льдом, люди тепло одеты.

(Просмотр слайдов с репродукциями картин художников И. Шишкина «Зима», Левитана "Лес" и др. под музыку Г. Свиридова  «Метель»)

Синюю, голубую, белую.

Картинки: снег,мороз, снежинка, снеговик, рукавицы,лёд.

Дети встают в круг.

Дети произносят с разной интонацией индивидуально.

Дети садятся перед экраном.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может  громко зареветь,
А зовут его….
( Медведь)

Физминутка возле стульчиков.

Индивидуальные ответы детей.

Чтение каждой строчки отдельно, а ребёнок повторяет.

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с хорошей памятью).

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок.

III. Заключительная часть

Ребята, мне Медведь шепнул, что ему очень понравилось у нас в гостях. Но, к сожалению, ему пора уходить, чтобы лечь  спать. Давайте еще расскажем ему стихотворение. Давайте попрощаемся с Мишей.

-Какие мы молодцы! как славно потрудились сегодня.

Чем сегодня мы с вами занимались на занятии?

Кто-нибудь запомнил, как называется стихотворение?

А кто может нам ещё раз рассказать стихотворение?

Ребята, нашему гостю понравилось наше занятие, а понравилось ли вам на занятии я сейчас узнаю при помощи смайликов – весёлых и грустных, которые лежат у вас на столах.  Если вам понравилось занятие покажите весёлый смайлик, а если не понравилось грустный.

Дети встают в круг.

Ответы детей.

http://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-29/image_4881901.jpghttp://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-29/image_4881901.jpg?

? http://animalsfoto.com/photo/98/987b3a11514612709b50c83daee03a1b.jpghttp://www.cfasociety.org/minnesota/SiteCollectionImages/Event%20Graphics/2013/snowflake.pnghttp://www.cfasociety.org/minnesota/SiteCollectionImages/Event%20Graphics/2013/snowflake.pnghttp://www.cfasociety.org/minnesota/SiteCollectionImages/Event%20Graphics/2013/snowflake.png

http://www.cfasociety.org/minnesota/SiteCollectionImages/Event%20Graphics/2013/snowflake.pnghttp://www.cfasociety.org/minnesota/SiteCollectionImages/Event%20Graphics/2013/snowflake.png

http://ptzgovorit.ru/sites/default/files/original_nodes/ice_deti_ice.jpg

http://lovesad.ru/images/stories/0000494.jpghttp://elle.pp.ua/wp-content/img8/image_176.jpg


C:\Users\Пользователь\Downloads\1745681.jpg

Спит медведь в своей берлоге,

Не будите по тревоге,

Коль проснется рано он,

Будет очень, очень зол.

Ведь зимой привык он спать,

Лапу теплую сосать,

Лишь когда придет весна,

Мишке будет не до сна.

Автор : А. Тесленко

http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/sources/eb68dbb011bdfe39d7191cc257f63c7f.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\f2bdfa10d644748dc9f3cfa5dfoy.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\2110.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\сер-итый-шарж-ме-ве-я-73501724.jpg

http://animalsfoto.com/photo/98/987b3a11514612709b50c83daee03a1b.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\МЕДВЕДЬ.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\maxresdefault.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\ВЕСНА.-Рисунок-для-детей.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытое занятие: "Чтение и заучивание стихотворения с использованием приема мнемотехники"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...