Конспект ООД Тема: Описательный рассказ по картине «Птицы весной» С. К. Артюшенко.с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи

Бурнышева Екатерина Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Задачи:

—способствовать развитию диалогической и монологической формы речи, связной речи, обогащать словарный запас;

— развивать речевую и мыслительную активность;

— воспитывать интерес детей к произведениям живописи, любовь к окружающей природе, заботливое и бережное отношение к птицам.

Активизация словаря: описание окружающей природы: весна, тепло, появляются зеленые листочки, молодая, свежая трава; распустились одуванчики, грачи, ласточки, скворцы.

Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Предварительная работа. Наблюдение за весенними изменениями в природе, за жизнью птиц. Рассматривание иллюстраций, фото, репродукций картин по теме «Весна. Перелетные птицы». Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки»- «Грачи», И. Соколова-Микитова «Скворцы», А. Майкова «Ласточка», В. А. Жуковского «Жаворонок», проведение бесед после прочитанного. Знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами о весне, о птицах, загадывание загадок о птицах.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация с картиной «Птицы весной» С. К. Артюшенко, опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине,2 конверта со словами, листы бумаги  - 15 штук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vesnoy_rech_razvitie.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы по речевому развитию

Тема: Описательный рассказ по картине «Птицы весной» С. К. Артюшенко.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Задачи:

—способствовать развитию диалогической и монологической формы речи, связной речи, обогащать словарный запас;

— развивать речевую и мыслительную активность;

— воспитывать интерес детей к произведениям живописи, любовь к окружающей природе, заботливое и бережное отношение к птицам.

Активизация словаря: описание окружающей природы: весна, тепло, появляются зеленые листочки, молодая, свежая трава; распустились одуванчики, грачи, ласточки, скворцы.

Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Предварительная работа. Наблюдение за весенними изменениями в природе, за жизнью птиц. Рассматривание иллюстраций, фото, репродукций картин по теме «Весна. Перелетные птицы». Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки»- «Грачи», И. Соколова-Микитова «Скворцы», А. Майкова «Ласточка», В. А. Жуковского «Жаворонок», проведение бесед после прочитанного. Знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами о весне, о птицах, загадывание загадок о птицах.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация с картиной «Птицы весной» С. К. Артюшенко, опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине,2 конверта со словами, листы бумаги  - 15 штук.

Ход НОД

Воспитатель: -Ребята, сегодня такой прекрасный день. Давайте улыбнёмся хорошему дню. А теперь улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки. Я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Воспитатель:-Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с пометкой «Срочно» для детей подготовительной группы «Солнышко» от детского книжного издательства. Давайте вспомним, чем занимается книжное издательство? Ответ детей: (печатает книги)

Воспитатель:-Хотите узнать, что написано в письме? Давайте прочитаем. (читаю письмо): «Ребята, художник нарисовал картину для книги о временах года. Писатель, который должен составить рассказ о весне, заболел. Нам нужна ваша помощь» Чем же мы можем помочь?

Ответ детей: (Мы можем сами составить рассказ).

Воспитатель:-Мы можем составить рассказ и отправить его в книжное издательство. Но прежде я предлагаю Вам выполнить задание, которое поможет вам при составлении рассказа. На столах лежат конверты, в которых находятся слова. С помощью этих слов вам нужно составить предложения о весне. Для выполнения задания предлагаю вам разделиться на 2 равные группы и пройти за столы.

1.Весной на березах появляются зеленые листочки.

2.Весной прилетают перелетные птицы.

1.Весной в саду цветут яблони.

2.Весной у птиц появляются птенцы.

Воспитатель: -Правильно ли составлены предложения? Молодцы ребята, постарались, с заданием справились. Присаживайтесь на стулья и посмотрите пожалуйста на экран.

Сегодня мы познакомимся с картиной «Птицы весной» уже известного нам художникаСергея Кирилловича Артюшенко.

Рассмотрите внимательно картину:

Воспитатель:- Какое время года изобразил художник?

Воспитатель:-Что на ней изображено (Что вы на ней видим?)(4 ответа)

Упражнение «Внимательные глазки»

-А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину с помощью подзорной трубы.Возьмите листы бумаги, сделайте подзорную трубу и посмотрим на картину. Рассматривайте внимательно. Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Расскажите мне, что вы видите? Повторять друг за другом нельзя и отвечать по очереди не перебивая друг друга.

-  Я хочу услышать, что увидела Лера? Кирилл что увидел? Артем что увидел в подзорную трубу?

-Хорошо, ребята, молодцы. Каждый увидел, что-то свое. И это замечательно.

Беседа по вопросам

-Расскажите, что изображено на переднем, среднем и заднем плане картины? На березе – гнездо с грачатами.

-Что происходит с деревьями весной?Деревья весной просыпаются. На них появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие.

-Какие яблони в саду?цветущие, нарядные, стройные, одеты в бело-розовый цветочный наряд, ароматные…

-Какая весной трава?Трава весной молодая,густа, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая, похожа на пушистый ковер.В траве распустились желтые одуванчики.

-Каких птиц изобразил художник?

- Что делает грачиха с грачатами?Черная грачиха принесла в своем толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.

-Скажите, где нашла грачиха червяка? Она его нашла в огороде, когда рылась в земле.

-Расскажите, чем заняты скворцы? На ветке березы сидит с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо.

- Расскажите о летящих в небе ласточках. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда.

-Какие краски использует художник для изображения картины?

- Какое настроение вызывает картина? (Радостные чувства: наступила весна)

Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»

-Глядя на картину, подберите подходящие определения, выражения и признаки к птицам, которых я буду называть:

Грачи какие ? большие, перелетные, чернокрылые,шумные…

Скворцы? Певчие, голосистые, суетливые ,красивые, крылатые.

Ласточки?проворные, быстрокрылые, заботливые, белогрудые, забавные…

Птенцы? Маленькие, красивые, беспомощные…

Упражнение «Волшебство».

-А сейчас я предлагаю поверить в волшебство и отправиться в путешествие по картине. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в волшебном мире картины.   - Представьте, что весной мы идем по тропинке. Как здесь хорошо. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни. Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас.

- Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы слышите, какие звуки?

- Расскажите о своих чувствах. Андрей ты представил себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

Понравилось вам путешествие по картине? О чем вы думаете или вспоминаете, когда смотрите на эту картину?

-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Я буду называть птиц, а вы, когда услышите название перелётной птицы бегайте  и машите крыльями. Если услышите название зимующей птицы–приседайте  на корточки. Журавль, воробей, кукушка, синица.

 Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

-Присаживайтесь на стулья.Еще раз внимательно посмотрите на картину, сейчас мы попробуем составить рассказ. В составлении рассказа вам поможет графический план. В каждой графе есть небольшая подсказка, здесь нарисовано то, о чём вам нужно сказать.

1 пункт: Название картины, ее автор.

2 пункт: Место действия

3 пункт: Время действия. Погода.

4 пункт: Первый план. Центр картины. Задний план

5 пункт: Цветовая палитра.

6 пункт: Твое отношение к картине.

-Составить рассказы нужно так, чтобы они были интересными, не повторялись, не были похожи друг на друга. Вспомните все предложения, которые вы составляли в начале занятия. А я буду записывать ваши рассказы на бумаге, и мы их потом отправим в книжное издательство и укажем автора рассказа. Чтобы ваши рассказы напечатали в книге для детей. Кто желает составить рассказ по картине?

-Как бы ты Кирилл назвал эту картину? Птицы весной. Прилет птиц. Весна.

Итог занятия.

- С какой картиной мы познакомились на занятие?

-Почему художник так назвал картину?

- Мне понравились все ваши рассказы. Они получились очень интересными, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .

- Ребята, как вы думаете, справились ли вы с заданием книжного издательства? Тогда нам пора отправлять наши рассказы.

-Я предлагаю вам пойти в группу, чтобы отправить рассказы, а потом превратиться в художников и написать красками свою картину о птицах весной. Когда вы придете, сегодня домой, расскажите свои рассказы по картине маме и папе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....

Конспект Составление описательного рассказа о домашних птицах в средней группе.

Конспект Составление описательного рассказа о домашних птицах  в средней группе....

Конспект : Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"

Конпект занятия  по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"...

Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.

  Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...

Конспект "«Составление описательного рассказа по картине Весна» 25.04.2021

Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Весна»  Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.Задачи:Образовательные: формировать умение детей ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....