Проект " Развитие критического мышления"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Русинова Татьяна Анатольевна

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получением ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формирование собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»

Проект в подготовительной группе «Развитие критического мышления у дошкольников посредством Кубиков Блума»


                                                                                    Воспитатели:

                                                                                                Русинова Н.Е. в.кв.к

Русинова Т. А. 1.кв.к

Тип проекта: познавательный.

По количеству участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022г. - май 2023г.).

Возраст детей: дети подготовительной группы

 Цель проекта: развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Кубика Блума.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;

2. Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

3. Изготовить и применить в работе с детьми Кубики Блума для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

4. Создать оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей при использовании Кубиков Блума;

5. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

6. Повысить родительскую компетентность по вопросам необходимости развития критического мышления старших дошкольников;

7. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;

8. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

19. Оценить эффективность проделанной работы с помощью итоговой диагностики.

Актуальность.

Цели современного образования, обозначенные в ФОП ДО и ФГОС ДО, направлены на то, чтобы научить ребенка учиться. Если раньше педагог воспринимался как один из главных источников информации, и его роль была учить своей науке, то теперь источников информации огромное количество и роль педагога – не позволить детям запутаться в этом потоке информации. Акцент сместился на позицию – учить детей учиться. Для этого нужны активные методы обучения, которые помогают развить у ребенка критическое мышление. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получением ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формирование собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое. Для развития критического мышления ребенка я решила использовать один из популярных приемов игровой технологии, разработанный ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен, как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.

Инновационность проекта: Использование Кубиков Блума формирует навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Возможность применения данного оборудования, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Изготовить можно из подручных материалов, не прибегая к большим затратам.

Участники проекта: Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, родители и педагоги.

Формы реализации проекта:

Проект реализуется через организацию групповых и индивидуальных занятий с детьми.

Методы и приёмы:

1. Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, личный пример.

2. Словесные: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения.

3. Практические: двигательная и игровая деятельность.

Ожидаемые результаты:

Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.

Повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросу формирования критического мышления детей при использовании «Кубика Блума».

Дополнение предметно-развивающей среды группы «Кубиками Блума» по разным образовательным областям.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА:

Сроки. Содержание работы с детьми. Работа с родителями.

1. Подготовительный этап.

Сентябрь 2022г.

2. Основной этап.

Октябрь - ноябрь 2022г. - Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;

- Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

- Изготовление кубиков по разным образовательным темам.

- Знакомство с Кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил.

- Дидактические игры на развитие логического мышления: «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Чем похожи и чем отличаются».

- Применение в НОД Кубика Блума по темам: «Моя родина - Россия», «Моя малая Родина», «Золотая осень», «Неделя здоровья», «Транспорт», «Моя семья», «Что за прелесть эти сказки».

- дидактические игры с Кубиком Блума «Времена года», «Профессии», «Цветы» и т. д.

- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием Кубика Блума.

- Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» - Консультация в родительский уголок: «Как развивать критическое мышление у детей».

- Оформление родительского уголка.

- Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»

- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.

Критическое мышление у детей дошкольного возраста".

-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков.

Декабрь – февраль 2022г. -2023г. - Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности Кубика Блума.

- Игры на развитие критического мышления: «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей».

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Рассели птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм».

- Использование Кубика Блума на занятиях по темам: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Зимушка-зима», «Народные промыслы», «День Защитника Отечества», «Все начинается с семени», «Зимние развлечения». - Родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».

- Консультация для родителей «Кубик Блума - технология развития критического мышления»

- Консультация «Развитие критического мышления в семье»

Март-апрель 2023г.

- Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».

- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления».

- Использование Кубика Блума на занятиях по темам: «Перелетные птицы», «Идет красавица Весна», «Театр», «Цветы небывалой красоты», «Насекомые», «Космос далекий и близкий», «День победы», «Здравствуй, лето!».

- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления»

3. Заключительный этап.

Май 2023г. - диагностика

- мастер-класс для педагогов «Кубик-Блума»

- создание мини-центра «Подумай». - Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».

Литература:

1. 3агашев И. О., Заир-Бек С. И., Муш-тавинская И. В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винская - 2-е - С. П. : Альянс Дельта». 2003 - 192 с.

2. Дж. Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж. Стил, К. Мередит, 4. Темпл, С. Уолтер - 2 - М., 1997.

3. Абишева, И. В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И. В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С. 250-254.

4. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. – М. : РАН, 2012. – 136 с.

5. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М. : ЦГЛ, 2014. — 80с

6. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

8. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М. : АСТ, 2018. – С. 111-114.

9. Седова, А. С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А. С. Седова, О. И. Ваганова, М. М. Кутепов // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 79-85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...