Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Авксентьева Нина Николаевна

 

Цель: продолжать знакомить с творчеством В.В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ

Образовательные задачи: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивающие задачи: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы

Воспитательная задача: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_v.bianki_.docx22.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Подготовила воспитатель: Лаптево-Логовской филиал МКДОУ детский сад «Ласточка»

с. Лаптев-Лог, Угловского района, Алтайского края

Авксентьева Н.Н.

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Цель: продолжать знакомить с творчеством В.В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ

Образовательные задачи: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивающие задачи: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы

Воспитательная задача: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций, показ слайдов

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка

Материал и оборудование: мультимедийный проектор; книги Виталия Бианки для выставки, презентация

Ход деятельности:

Воспитатель:

#1047;накомство с писателем

Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки.

Виталий Бианки родился в Петербурге 11 февраля 1894 года. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Валентин Львович, отец писателя, был учёным, хранителем коллекции Зоологического музея. И уж, конечно, сыновья Лев, Анатолий и Виталий часто бывали в Зоомузее. Как хотелось Виталию Бианки найти волшебное слово, которое бы "оживило" музейных зверей...

Отец ввёл сына в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город в деревню Лебяжье. Здесь маленький Виталий рыбачил, ловил птиц, выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок.

Отец начал брать его с собой в лес с 5-6 лет. Он каждую травку и зверушку называл по имени, отчеству и фамилии

. Учил узнавать птиц по оперению, голосу, по полёту. Учил маленького Виталия по многим приметам находить разных животных. И самое главное, все свои наблюдения записывать. Так научил, что это вошло у сына в привычку на всю жизнь.

Живая природа маленького Виталия окружала везде, даже дома. В квартире, где он жил был целый зоопарк: клетки с птицами, аквариумы с рыбами, террариумы с черепахами, ящерицы и змеи.

Виталий Валентинович был всесторонне развитым человеком и, помимо, живой природы, увлекался поэзией, охотой, футболом, в который играл очень хорошо. Много путешествовал.

Виталий Бианки был не только писателем. Было время, когда он с семьёй жил в Бийске, городе на Алтае, там он работал учителем биологии в школе.

Там же, в Бийске, основал краеведческий музей.

Через время он вернулся в родной город. В одной из библиотек был литературный кружок, где собирались детские писатели: К.И. Чуковский, Б.С. Житков, С.Я Маршак. Однажды кто-то пригласил Виталия Валентиновича в этот кружок. Ему так понравилось общаться с литераторами, что он сам решил попробовать сочинить детский рассказ. А писать ему было про что, ведь он так любил природу. Вскоре в журнале "Воробей" был опубликован его первый рассказ "Путешествие красноголового воробья". И в тот же год вышла первая книжка "Чей нос лучше?". На тот момент начинающему писателю было 28 лет. Вскоре его рассказы стали печататься во всех детских журналах страны.

Виталий Валентинович Бианки обладал редким даром замечать то, что не видно обычному глазу, а также имел "лесное ухо". Из хаоса звуков он умел выделить самое главное и интересное. Обо всём, что он видел и слышал, Виталий Бианки решил рассказать мальчикам и девочкам. Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Виталия Валентиновича, невозможно не любить, он рассказывает об их повадках, ловкости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки невозможно оторваться.

Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки?

Дети: хитрый Лис и умная Уточка, «Приключение Муравьишки»

Воспитатель: Правильно, молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?». Еще В.В.Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета».

#1056;ассматривание выставки книг писателя

Воспитатель:

3.- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением автора, оно тоже повествует о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Воспитатель:

4. Объявление названия произведения

- Правильно. Это произведение называется «Музыкант»

5. Работа со словами

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

6. Физминутка.

Воспитатель:

- Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться (дети повторяют движения по тексту).

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так

#1063;тение произведения В. Бианки «Музыкант»

(рассказ)

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн.»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн.»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

8. Беседа по – прочитанному.

Воспитатель:

- Произведение какого жанра я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Дети:

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Воспитатель:

- Кого автор называет музыкантом?

Дети:

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

Воспитатель:

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Дети:

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

Воспитатель:

- И с ним связана основная мысль рассказа. Как вы думаете, в чём она заключается?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн» - это звукоподражание.

9. Динамическая пауза.

Воспитатель:

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Если я назову название дерева, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина, дудочка, клен, бубен, дуб.

10. - Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по парам.

Кто желает?

Дети пересказывают рассказ.

Вам понравились пересказы товарищей! (ответы детей). А чей пересказ понравился больше всего?

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

III Заключительная часть

Воспитатель:

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили сегодня?

- С каким его произведением познакомились?

- На доске изображены смайлики трех медведей: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас появилось после сегодняшней деятельности. А вечером нарисуйте медведя, который играл на щепе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Материал полезен воспитателям ДОУ в образовательной области "Речевое развитие"...

нод Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Создание условий для продолжения  знакомства  с творчеством В. В. Бианки, совершенствовать умение детей пересказывать рассказ....

Конспект НОД «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Методическая разработка образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»...

Конспект занятия По развитию речи на тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Конспект  занятияПо развитию речина тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

quot;...В своей работе В. В. Коноваленко (педагог, логопед, автор книг и пособий по развивающему обучению) отмечает, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один ...

К неделе детской книги. Пересказ рассказа В.Бианки "Музыкант"

Конспект НОД по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Основная цель педагога: научить детей пересказывать тексты ,используя опорные картинки, пополнить лексический словарь воспитанник...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Цель:Продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.Задачи:Совершенствовать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказы...