РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР, В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В статье раскрываются вопросы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР, в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР, В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

                                                             

Хренкова Марина Владимировна, воспитатель

Детского сада №216 ОАО «РЖД», город Иркутск

Дети нашей группы – это дети с тяжелыми нарушениями речи, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Р.Е. Левина установила и дала формулировку общему недоразвитию речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, как форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся, как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Рисование – одно из любимых видов деятельности детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Изобразительная деятельность - это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Чтобы максимально успешно подготовить к школе детей, имеющих ТНР мы решили использовать нетрадиционные техники рисования и методики коррекции речи.  Нетрадиционные техники рисования – это способ создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.                                                                                                                                            

 Исследования отечественных ученых свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию и положительно способствует речевому развитию дошкольников. Отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.    

Изучив литературу таких авторов, как Никитиной А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Казаковой Р.Г. «Нетрадиционные техники рисования», Левиной Р.Е. «Основы и теории практики логопедии», Филичевой Т.Е., Чевелёвой Н.А., Чиркиной Г.В. «Основы логопедии» и других, учитывая коррекционную направленность воспитанников группы, поставили перед собой задачи:                                                    

  • формировать у детей умения использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные нетрадиционные способы рисования;                            
  • развивать у детей мелкую моторику рук, творческое воображение, композиционные умения цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию;                                                                                              
  • формировать умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;                                      
  • уточнять, расширять и обогащать лексический запас дошкольников с ОНР;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь дошкольников;
  • развивать коммуникативность, успешность в общении;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах нетрадиционных техник рисования.

Составили перспективный план работы по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи, такие как правильное речевое дыхание и развитие артикуляционной моторики. Дети, создавая изображение с помощью выдувания красок (техника «кляксография», «рисование мыльными пузырями»), укрепляют мышцы губ, осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования существительных, глаголов, прилагательных   с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя и связной речи. В результате использование нетрадиционных техник рисования в работе с воспитанниками нашей группы способствует преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас, дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную базу для развития речи. В ходе занятий с детьми отрабатываются умения подобрать нужные слова, правильно согласовывать слова в предложении при ответах и в самостоятельном объяснении. От общего взаимодействия у детей группы возникает познавательный интерес, активизируется мышление, что благотворно влияет на речевое развитие и снимает детскую закомплексованность.

Одним из требований ФГОС является создание   благоприятной предметно-пространственной развивающей среды для детей. Для этого в группе созданы условия для творческой активности детей, которые способствуют возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников. В групповом помещении имеется центр «Учимся творить», в котором располагается разный изобразительный материал. Материал в центре меняется и пополнялся в зависимости от изучаемых видов изобразительного искусства и техник изображения.  Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Так же мы создаем для воспитанников ситуации успеха, стимулируем положительные эмоции, возникающие у детей в процессе занятия (поддерживаем творческие начинания ребенка, подбадриваем, с уважением относимся к результатам детского творчества, проявляем сочувствие при неудачах и т.д.)

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие ребенка. Известно, что родители больше уделяют внимание порядку в доме, чем к творческому порыву детей, к его самостоятельной деятельности и желанию ребенка использовать в своей работе нетрадиционные методы рисования. Поэтому содружество семьи и детского сада должно быть комплексным и согласованным, чтобы содействовать ребенку в переносе знаний и навыков, полученных в детском саду в семью.  При работе с родителями по данному направлению мы используем различные формы и приемы: родительские собрания, консультации, рекомендации, беседы, буклеты, для родителей проводятся выставки детских работ (групповые и персональные) и т.д.  

Опыт работы с детьми показал, что использование разнообразных, доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии речевой и изобразительной деятельности детей.  Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, воспитанники стали думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает детей своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала.  

Родители стали в художественно – эстетическом развитии детей нашими союзниками и единомышленниками. Воспитанники приобрели уверенность в себе, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, использую различные техники рисования, а главное каждый рисунок становится произведением искусства.

Результатом проделанной работы стало участие детей в городских и Международных детских творческих конкурсах: к «180-летию Железных дорог России», «Здоровье планеты? В моих руках!», «Как я провел лето» и т. д. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.

Литература

  1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. -М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
  2. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».-М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
  4. Основы теории и практики логопедии/Под редакцией Р.Е.Левиной. - Альянс, 2013. - 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Значение изобразительной художественно-продуктивной деятельности дошкольников с использованием нетрадиционных техник для создания условий вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе к...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Что такое креативное развитие ребенка ?Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии. В з...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...