план работы по самообразованию на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Колосенок Татьяна Александровна

" Развитие речи у детей  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

 План работы по самообразованию на тему  

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Ф.И.О. педагога: Колосенок Татьяна Александровна

Специальность(должность): воспитатель

Образование: среднее специальное

Стаж педагогической работы: 23 года

Квалификационная категория: первая

Индивидуальная тема: «Развитие речи  у детей дошкольного возраста».

                                                                 

Актуальность темы: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребѐнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей  дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

- разработать перспективный план реализации проблемной темы;

- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

- посещение педсоветов;

- НОД по развитию речи в течение года.

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;

- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

- открытое занятие по развитию речи;

- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение  результатов:

- совершенствование образовательного процесса;

- активизация речевой деятельности дошкольников;

- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

- достижение намеченных в ФОП ДОУ соответствующих результатов дошкольного образования;

- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации :

Реализация темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

1. Информационно-аналитический.

2. Внедрение в практику.

3. Итоговый презентационный.

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ поставленной проблемы

Сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей дошкольного возраста.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение научной, учебной, методической литературы по поставленной теме.

Сентябрь – октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Январь – февраль

Углубление сотрудничества с родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Март

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

Апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Май

Презентация итогов работы по самообразованию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей. 

В наиболее раннем возрасте развитие психических процессов и речевой деятельности является самым важным. В речевой деятельности используются игры и занятия, которые можно использовать. Это могут быть потешки, разгадывание загадок, хороводы, чтение и запоминание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, театральная деятельность, рассматривание иллюстраций и сказочных персонажей; пальчиковые игры, физкультминутка.

Таким образом, в ходе игр у детей устанавливается эмоциональный контакт, взрослого с ребенком. У детей развивается фонетический слух, при заучивании стихов отрабатывается четкость произношения. Сюжетно-ролевые игры, театральные инсценировки способствуют развертыванию диалога, обогащению словарного запаса. Такие игры, как физкультминутка и пальчиковая игра, направленные на развитие мелкой моторики. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенка речью. Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи. В речи существует диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи. Инсценировки, театральная деятельность, вопросы помогают развивать диалог. Вопросы используют в любой совместной деятельности. Это режимные моменты, рассматривание картин, прогулки. Вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, которые связаны с развитием логического мышления. 

Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, можно побеседовать с ним на разные темы и разговоры. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы. 

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, так как педагоги часто допускают ошибки следующего характера: 

1. Очень часто педагоги требуют только «полных» ответов. 

2. Дети не привыкают говорить ясно и громко, так как педагог повторяет ответы детей.                  

3. У детей не формируется умение слушать других. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза. 

4. Педагоги излишне много говорят сами и не дают ребенку подумать. 

Можно выделить следующие факторы успешного речевого развития детей: 

- Чтение литературы, стихов, отгадывание загадок; прогулки, экскурсии, посещения музеев; эмоциональное общения ребенка от момента его рождения.  

- Создавать условия для общения с другими детьми.  Речь взрослого – пример для подражания.

- Развивать мелкую моторику рук, которое ведет к развитию речи.

- Совместные игры взрослого и ребенка.

- Любознательность ребенка, ответы на все его «почему». 

Меняются детские взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна. Поэтому детей нужно приспосабливать к разнообразным играм, т.е. они должны развиваться. В сфере изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка, и его возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещает (домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции, посещаемые ребенком).

В настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и, в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые зародыши индивидуальных особенностей личности. А именно: увеличивается сеть альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы, в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач. Таким образом, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Речь у детей должна развиваться в соответствии с физическим и умственным развитием, который служит показателем его общего развития.

В своей работе я заметила, что с ребенком нужно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребенка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком. Родители должны участвовать в воспитании своего ребенка. Водить ребенка на прогулку, развивать у ребенка внимание, память, воображение, речь и мышление, моторику пальцев рук с помощью изобразительных средств. Ребенок не должен много времени проводить за компьютером или телевизором. В данном случае ребенок должен развиваться.

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста

На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач:

- по связной речи;

- звуковой культуре;

- грамматике;

- по словарной работе.

Все занятие планируется так, что его итогом является связная речь – описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи – являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому все это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.

В занятии должна быть игровая мотивация, то есть игровая цель, ради которой мы все это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи»), спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Домашние птицы»), помогаем найти пропавшего щенка (тема «Домашние животные»), составляем книгу с рассказами или сказками, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше-растеряше стать аккуратной; готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую. И для решения этой цели выполняем разные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и, как итог, составляем связный текст (описание, повествование – рассказ или сказка, рассуждение).

К связной речи относится: описание, повествование, рассуждение, пересказ.

Описание. Формируем у детей умение самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь четкой структуры.

Для четкого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг, разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект – например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей.

Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги. Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз…», «однажды…», «дело было…». В них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были…», «в некотором царстве…», «за морями, за лесами…». В сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью…». Чтобы дети четко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть: по картинке, по серии сюжетных картин, по предметным картинкам, из личного опыта.

По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.

Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезим, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснении отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чем-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по моему», «я считаю», «мне кажется» - так выдвигаем свой тезис, затем идет доказательство – «потому что», «во-первых», «во-вторых». И делаем вывод – «таким образом», «получается», «следовательно».

Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью. При пересказе проходим следующие этапы:

- в самом начале читаем произведение без установки на пересказ;

- проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки);

- читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста;

- если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козел», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы ее козел. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнесся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.

Словарная работа. В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова – синонимы – «скажи по-другому» (на подбор синонимов): мальчик бежит – мчится, несется, летит, торопится; снег идет – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребенок веселый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся. Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова.

Развиваем понимание многозначности слов «О чем еще так можно сказать?», «Какие еще ты знаешь иголки?». В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста

Нередко на формирование речи у дошкольников родители не обращают внимания. Но в школе даже небольшие отклонения в развитии речи могут привести к специфическим ошибкам при овладении письмом. Устранить проблемы с речевыми навыками можно самим родителям, но иногда без помощи логопеда не обойтись. Деток, которые не ходили в садик необходимо в обязательном порядке протестировать на речевую готовность. Если малыш посещал дошкольное учреждение, то там детей подготавливают к школе по определенной программе. Но часто воспитатель ориентируется на средний уровень развития детей, поэтому все же стоит проверить определенные речевые навыки малыша. Не секрет, что чем лучше развита речь ребенка, тем легче он овладеет письмом и чтением.

1. Прежде всего, необходимо обратить внимание, умеет ли ребенок произносить четко все звуки. Иначе ребенок будет писать слова, точно так же как их произносит, т.е. с грамматическими ошибками.

2. Ребенок должен определять на слух, сколько в слове букв. Например, в слове «кот» – три буквы или три звука. Для проверки таких навыков необходимо попросить малыша написать слово, которые Вы произнесете. Но все буквы заменить палочками или кружочками. Например, слово «кот» – это три палочки, слово «дерево» – шесть палочек.

3. Нужно обратить внимание, чтобы ребенок понимал, какой звук является буквой. Часто дети путают похожие по звучанию буквы. Например, Б и П или З и С. Поэтому при написании слов дети не могут выбрать правильную букву и делают ошибки. Проверить умение различать звуки можно с помощью изображения двух разных предметов, отличающихся только одной буквой.

4. Родителям и воспитателям нужно обратить внимание на словарный запас ребенка. Он должен составлять не менее 2000 слов. Определить знает ли ребенок столько слов можно с помощью нескольких заданий:

Задание 1. Попросите ребенка назвать одним словом группу предметов. Например, чашка, ложка, тарелка, кастрюля – …? Футболка, майка, штаны, платье – …?

Задание 2. Ребенок должен назвать как можно больше наименований, относящихся к той или иной группе. Например, наименования животных, цветов, деревьев.

Задание 3. Проверьте знания прилагательных. Например, какое платье – красивое, красное; какая шапка – теплая, синяя; какое солнце – яркое, согревающее.

Задание 4. Ребенок должен знать не только названия предметов, но и что с ними делают. Например, игрушку – покупают, играют; цветы – сажают, поливают, книгу – читают, рассматривают.

Задание 5. Противоположное четвертому. Есть действие – необходимо придумать, с каким предметом оно происходит. Рисуют – домик, машинку, картину; гладят – одежду, котенка; готовят – ужин, суп.

Задание 6. Подбираем слова – синонимы. Например, большой – огромный, гигантский; светлый - белоснежный, солнечный.

Задание 7. Подбираем – анонимы. Например, большой – маленький, медленно – быстро, красивый – ужасный.

5. Даже если ребенок четко выговаривает все слова, имеет большой словарный запас и не путает звуки – это еще не все. Ребенок должен правильно формировать словосочетания и сами слова. С этим, как правило, не возникает проблем, если взрослые сами правильно говорят. Но иногда даже у школьника можно услышать такое «доехал метром», «бежи быстрее», «горячее кофе» и т.д.

6. Маленькие школьники должны уметь выражать свои мысли. Овладение связной речью необходимо для них, поскольку отвечать на уроке без определенных навыков будет невозможно. Чтобы помочь малышу освоить этот последний и нелегкий шаг, просите его пересказывать. Это может быть рассказ о сегодняшнем дне, о поездке в цирк или же попросите пересказать новую сказку.

Литература

1. Алексеева, М.М., Ушакова, О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2013.

2. Градусова, Л.В. Левшина, Н.И., Дементьева, И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 96 с.

3. Жидиханова, Г.А. Речевое развитие дошкольников: Сборник методических материалов / Г.А. Жидиханова. – Анжеро-Судженск, 2006.

4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2012.

5. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: «Совершенство», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"

План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.  Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-  экономическую жизнь. Создание осн...